Найден способ обнаружения клеток, являющихся первопричиной развития рака

Новый метод помог полностью вылечить 50 процентов лабораторных мышей, которые затем дали здоровое потомство.

Фотография Global Look Press.

Сибирские специалисты открыли универсальный маркер стволовых раковых клеток. Более того, им удалось найти способ их уничтожения. Методика уже помогла вылечить лабораторных мышей от двух форм злокачественных опухолей.

Универсальный маркер стволовых раковых клеток открыли специалисты Федерального исследовательского центра Институт цитологии и генетики СО РАН. Учёные также разработали способ их уничтожения, что позволило вылечить лабораторных мышей от двух форм злокачественных опухолей.

Старший научный сотрудник лаборатории индуцированных клеточных процессов кандидат биологических наук Евгения Долгова выяснила, что, если к стволовым инициирующим раковым клеткам добавить фрагменты ДНК, они их захватят. На этом принципе и строится идея универсального маркера, полученного в ФИЦ ИЦиГ СО РАН.

Учёные вводят специфический флуорохромный краситель в ДНК-зонд, и принявшие его клетки начинают светиться красным. Исседователи полагают, что это открытие может стать настоящим прорывом в изучении малочисленной популяции клеток, являющихся первопричиной развития рака.

Специалистов заинтересовало, можно ли с помощью ДНК в комплекте с другими средствами приостановить рост опухоли. Выяснилось, что фрагменты ДНК, попавшие в стволовую раковую клетку после воздействия химиотерапевтического препарата циклофосфана, становятся участниками её восстановления и прерывают его. В итоге она не может завершить репарационный процесс и впоследствии погибает.

Старший научный сотрудник лаборатории кандидат биологических наук Екатерина Алямкина разработала метод уничтожения всех стволовых раковых клеток опухолей двух определённых типов. Учёным удалось полностью вылечить 50 процентов лабораторных мышей, которые затем дали здоровое потомство.

"Стволовую раковую клетку, являющуюся причиной развития болезни, нужно попытаться убить в момент восстановления после воздействия специфических химиопрепаратов. В такой период она чувствительна к разработанным терапевтическим методикам", — объясняет заведующий лабораторией доктор биологических наук Сергей Богачев.

По его словам, если новообразование лишится организующего "центра", иммунная система организма устранит остаточные опухолевые очаги.

Сейчас в ФИЦ ИЦиГ СО РАН планируют испытать этот принцип уничтожения стволовых канцерогенных клеток и дальнейшую терапию на других типах злокачественных новообразований.

Добавим, что "Вести.Наука" рассказывали о том, что, используя соединения, выделенные из семян петрушки и укропа, российские учёные создали эффективный способ получения веществ с противораковой активностью.