Уже 15 тысяч крупных астероидов угрожают Земле

Исследователи разработали технологию изготовления искусственного вещества каменных (хондритовых) астероидов с заданными свойствами.

Иллюстрация NASA/JPL-Caltech.

Здесь собраны данные по небольшим астероидам (1-20 м), вошедшим в атмосферу Земли и развалившимся в ней с появлением ярких метеоров с 1994 по 2013 годы. Оранжевым цветом показаны дневные "гости", синим - ночные. Размер соответствует яркости свечения.

Иллюстрация NASA.

Каждый из нас хотя бы раз в жизни читал или видел новости о том, что ещё один астероид благополучно пролетел мимо Земли. Однако потенциальных угроз нашей планете, как выяснили учёные, ещё как минимум 14999. Мы решили разобраться, каких из них действительно стоит бояться и почему.

Каждый из нас хотя бы раз в жизни читал или видел новости о том, что ещё один астероид благополучно пролетел мимо Земли. Происходит такое действительно часто, однако этот факт нисколько не умаляет другой: если хотя бы один космический гость упадёт на поверхность Земли, а такое в истории нашей планеты уже случалось, то мало не покажется никому.

Между тем, согласно последним данным, Земле угрожает уже 15 тысяч астероидов, и поиски и подсчёты таких объектов (официально именуемых околоземными, или NEO) всё ещё продолжаются. Для сравнения: ещё в августе 2013 года было известно всего 10 тысяч подобных астероидов.

Расчёт учёных прост: лучше знать, каких размеров объект, по какой траектории и когда будет пролетать в окрестностях Земли. В этом случае есть шанс минимизировать катастрофические последствия возможного визита незваного гостя.

Многие страны в последние годы прилагают максимум усилий в поиске потенциальных опасностей такого рода, и поэтому список NEO и их параметров постоянно увеличивается. Сегодня новые околоземные объекты находят с частотой около 30 штук в неделю.

Растущая скорость открытий объясняется увеличивающимся количеством программ, посвящённых поиску NEO, и улучшением оснащения телескопов, которые начали работу в последние годы, объясняет Келли Фэст (Kelly Fast), менеджер программы NEO Observations Program НАСА. "Но несмотря на прогресс, нам много чего ещё предстоит сделать", — добавляет она.

Если вдуматься, впереди у человечества и вправду ещё очень длинный путь. Например, нам известны лишь 27% астероидов диаметром более 140 метров. Между тем Конгресс США потребовал от НАСА детектировать 90% таких объектов к 2020 году и определить потенциальную угрозу, исходящую от каждого из них.

Здесь собраны данные по небольшим астероидам (1-20 м), вошедшим в атмосферу Земли и развалившимся в ней с появлением ярких метеоров с 1994 по 2013 годы. Оранжевым цветом показаны дневные "гости", синим – ночные. Размер соответствует яркости свечения.

Но откуда взята отметка 140 метров? Тут стоит вспомнить метеор Челябинск, развалившийся на куски в небе над Россией в феврале 2013 года. Этот суперболид, напомним, причинил серьёзный ущерб людям: разрушил сотни зданий, пострадало около тысячи человек. И неудивительно: его взрыв был эквивалентен подрыву 500 килотонн ТНТ (то есть он был в 29 раз мощнее взрыва атомной бомбы в Хиросиме в 1945 году) и заметен на 150 километров вокруг.

Так вот, до того как этот объект вошёл в атмосферу Земли, он имел диаметр... 17 метров. 17 метров!

Если до поверхности планеты долетит астероид первоначальным диаметром 140 метров, энергии высвободиться в 600 раз больше, чем при взрыве Челябинска, или в 17400 раз больше, чем в Хиросиме. Согласно моделям учёных, такого рода объекты врезаются в Землю в среднем раз в 20 тысяч лет. А ведь в Солнечной системе есть масса объектов размером и побольше, и многие из них ещё не обнаружили.

"Когда телескоп впервые обнаруживает движущийся объект, всё, что нам известно – что это точка, движущаяся в небе. Нет информации о том, насколько далеко он от нас. Но по мере подключения других телескопов мы получаем всё больше данных о его размере и траектории. Впрочем, иногда остаётся не так много времени для всех этих наблюдений", — рассказывает Пол Чодас (Paul Chodas) из Лаборатории реактивного движения НАСА.

Так, последний из астероидов, пролетевших в опасной близости от Земли 31 октября 2016 года (объект 2016 TB57), имел диаметр от 16 до 36 метров, а обнаружен он был автоматической системой всего за пять дней до приближения. Но и этот результат очень хорош, учитывая размеры космического гостя и то, как на самом деле далеко он находился.

Таким образом, угроза действительно есть, и когда до Земли доберётся следующий крупный астероид (а также какие события будут сопутствовать этому историческому моменту), никто точно не знает.

"В ближайшие сто лет ни один из выявленных околоземных объектов не врежется в Землю. Но мы пока обнаруживаем в основном лишь большие астероиды, — говорит Линдли Джонсон (Lindley Johnson), сотрудник подразделения НАСА, отвечающего за защиту планеты от космических угроз. — И нам только предстоит открыть много маленьких, но по-прежнему представляющих опасность объектов".

Более мелкие астероиды по-прежнему могут причинить серьёзный локальный ущерб, подобный челябинскому, так что впереди у учёных ещё очень много работы.