Стимуляция мозга делает человека честнее

Исследователи при помощи стимуляции мозга заставили людей вести себя честнее.

Фото Global Look Press.

Исследователи выяснили, что стимуляция особой зоны коры мозга помогает заставить человека вести себя намного честнее. Правда, подобная стимуляция работает лишь в определённых ситуациях.

Исследователи из Цюрихского университета определили механизм в работе мозга, отвечающий за принятия особых решений – совершить честный поступок или же поддаться корысти. Более того, специалисты при помощи неинвазивной стимуляции мозга смогли заставить человека вести себя честнее.

Честность играет важнейшую роль в социальной и экономической жизни человека. Правда, несмотря на её очевидное значение в жизни общества, биологические основы честности остаются малоизученными. Хотя ранее учёные выяснили, когда люди склонны чаще лгать.

Теперь же швейцарские специалисты совместно с американскими коллегами показали, что на честное поведение человека может повлиять неинвазивная стимуляция правой дорсолатеральной префронтальной коры головного мозга.

Исследователи провели эксперимент: несколько испытуемых участвовали в игре, в которой обман помогал заработать больше, чем честное поведение. Её участники бросали обычный игральный кубик десять раз и говорили экспериментаторам, какие цифры им выпали. В это же самое время на мониторе выводилась выигрышная комбинация из трёх цифр, при выпадении любой из которых учёные выплачивали игроку деньги, сообщает РИА Новости.

Примечательно, специалисты и другие участники эксперимента не могли видеть, какие комбинации удавалось выбить, что оставляло огромный простор для жульничества. Соответственно, нечестные игроки могли безбоязненно сообщать о том, что им почти всегда выпадали выигрышные варианты, а исследователи делали вид, что ничего не замечают.

И оказалось, что игроки очень часто прибегали к обману ради своей корысти. Тем не менее были и те участники, которые не подавались искушению, а зарабатывали честным путём. Специалисты отмечают, что примерно восемь процентов участников игры обманывали в каждом возможном случае, чтобы максимально увеличить свою прибыль.

"Большинство людей, по всей видимости, оценивали, какой политики им придерживаться – честной или корыстной – в каждом отдельном случае. Все они немного хитрили, но это происходило непостоянно", – говорит профессор экспериментальной экономики Цюрихского университета Мишель Марешаль (Michel Maréchal).

Участники эксперимента во время игры также проходили процедуру транскраниальной стимуляции постоянным током (transcranial direct current stimulation; tDCS) одной области в правой дорсолатеральной префронтальной коры. Подобный метод стимуляции делает клетки мозга более чувствительными.

Оказалось, что во время применения tDCS участники были менее склонны к обману. Тем не менее количество постоянных обманщиков осталось неизменным.

"Подобные выводы говорят о том, что в основном стимуляция снижала склонность к обману у тех участников, которые действительно переживали моральный конфликт. Между тем, стимуляция никак не влияла на процесс принятия решения у тех, кто стремился к максимальному заработку", – поясняет профессор нейроэкономики Цюрихского университета Кристиан Руфф (Christian Ruff).

Исследователи обнаружили, что стимуляция мозга влияет только на процесс принятия решений, в которых материальная сторона вопроса противопоставляется моральной. Более того, специалисты не нашли никакого эффекта от стимуляции в том случае, если моральный аспект был исключён. Например, если финансовые решения были связаны с риском или предполагали будущие вознаграждения.

Дополнительный эксперимент показал, что стимуляция никак не повлияла на честное поведение участников в том случае, когда обман приводил к выплатам другим игрокам, а не им самим.

По мнению авторов работы, полученные результаты станут важным шагом в определении процессов мозга, которые влияют на принятия честных решений.

Результаты исследования опубликованы в научном издании Proceedings of the National Academy of Sciences.

Кстати, ранее у шимпанзе с третьего раза обнаружили зачатки честности. Также добавим, что электростимуляция мозга помогла улучшить кратковременную память и зрение человека.