Чувство тревоги при ориентации в пространстве наследуется на 40%

Люди могут испытывать разные типы пространственной тревожности, в частности, навигационную, а также тревожность при вращении или визуализации предметов в уме.

Люди могут испытывать разные типы пространственной тревожности, в частности, навигационную, а также тревожность при вращении или визуализации предметов в уме.
Фото kraej/pixabay.com.

Российские генетики совместно с зарубежными коллегами выяснили, с чем связана пространственная тревожность и почему одни люди более склонны к ней, чем другие. Оказалось, чувство тревоги при ориентации в пространстве наследуются на 40%, а при вращении объектов в уме – на 30%.

Международная группа генетиков, куда вошли учёные из Международного центра исследований развития человека ТГУ, выяснила, с чем связана пространственная тревожность и почему одни люди более склонны к ней, чем другие. Один из выводов, которые делают авторы, – чувство тревоги при ориентации в пространстве наследуются на 40%, а при вращении объектов в уме – на 30%.

Иногда люди испытывают чувство беспокойства, сталкиваясь с заданиями, включающими пространственный компонент. Например, такими как использование карты, передвижение по городу или вращение предмета в уме. В своей работе учёные из Великобритании, США и России попытались узнать, испытывают ли люди пространственную тревожность только при столкновении с определённым типом задач, почему одни больше тревожатся, чем другие, и есть ли у них иные типы тревожности, например, математическая.

В исследовании приняли участие 1464 пары 18-20-летних близнецов, являющихся участниками проекта TEDS (The Twins Early Development Study) – лонгитюдного (длительного) исследования развития близнецов.

Согласно результатам исследования, люди могут испытывать разные типы пространственной тревожности, в частности, навигационную, тревожность при вращении или визуализации предметов в уме. При этом навигационная тревожность наследуется только на 40%, а тревожность при вращении или визуализации – на 30%. В большей мере на уровень тревожности влияют факторы окружающей среды, индивидуальные для каждого: внешкольные занятия, разные учителя и ровесники.

"Мы установили, что те, кто испытывает тревогу при перемещении по городу, не обязательно будут волноваться при выполнении заданий, включающих пространственный компонент, – говорит соавтор исследования Маргерита Маланкини. – Тот же эффект наблюдается при тревожности, возникающей при необходимости решить геометрическую задачу или построить трёхмерную фигуру из двухмерного рисунка".

Ещё один вывод, к которому пришли учёные, – пространственная тревожность отличается от математической и общей, ведь большее влияние на развитие этих чувств оказывают не гены, а факторы окружающей среды. Поэтому если человек испытывает тревогу при вращении предмета в уме или ориентации в пространстве, это не значит, что он будет волноваться, решая математические задачи.

Как отмечают авторы, их исследование будет полезно для разработки техник, с помощью которых можно снизить тревожность у школьников или студентов. Также выводы можно использовать в молекулярной генетике – при определении специфичных генов, отвечающих за различия типов тревожностей у людей.

Полный текст научной статьи генетиков и психологов опубликован в журнале Scientific Reports.

Кстати, ранее исследователи установили, что тревожность понижает социальный статус, а депрессию предложили лечить обезжиренным молоком.