"Молекулярный презерватив" обещает стать самым эффективным и универсальным контрацептивом

Учёные работают над созданием "молекулярного презерватива", который может стать универсальным контрацептивом, подходящим сразу для мужчин и женщин.

Иллюстрация Carin Cain.

Иллюстрация Polina Lishko.

Средство не вызовет каких-либо гормональных побочных эффектов.
Учёные работают над созданием "молекулярного презерватива", который может стать универсальным контрацептивом. При этом средство не несёт с собой в комплекте гормональные побочные эффекты. Примечательно, что важнейшие компоненты "презерватива" были получены из растений – капусты и оливок.

Недавнее открытие учёных из Калифорнийского университета в Беркли звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой. И тем не менее исследователи нашли потенциально новую форму контрацептива, который может решить многочисленные проблемы. Новое средство может стать одинаково эффективным и для женщин, и для мужчин – то есть универсальным. При этом оно не несёт с собой в комплекте какие-либо гормональные побочные эффекты, отмечают разработчики.

В своём недавнем исследовании специалисты из США показали, как два химических вещества, которые были обнаружены в растениях, могут по сути отнять у сперматозоида способность проникать в яйцеклетку.

Каждый человек из курса биологии помнит, в чём заключается процесс человеческого оплодотворения. Простыми словами, сперматозоид встречается с яйцеклеткой, и вместе они образуют одноклеточную зиготу – зародыш. Но до этого момента сперматозоиду надо ещё преодолеть сложный путь – расстояние в 24 тысячи раз больше собственной длины. Двигаются они, напомним, при помощи жгутика, который как бы виляет из стороны в сторону.

И как только сперматозоид достигает яйцеклетки, он начинает использовать иную "штопорную" технологию, которая и позволяет ему проникнуть в "крепость". Он толкает свою головку через защитный слой — гликопротеиновую оболочку вокруг плазматической мембраны яйцеклетки. Собственно, это последний рывок, который необходимо сделать для осуществления оплодотворения, и он выполняется при помощи напора массы ионов кальция, присутствующих в жгутике сперматозоида.

Сперматозоиды обладают уникальным ионными каналом, который называется Catsper. Как только сперматозоид приближается к яйцеклетке, этот ионный канал начинает работать из-за его близости к прогестерону.

И недавно исследователи протестировали химические компоненты, которые могут фактически "саботировать" втискивающуюся кульминацию всего путешествия сперматозоида. Специалисты выяснили, что лупеол и пристимерин (pristimerin) показывают наиболее многообещающие результаты в остановке этого процесса.

Так, лупеол содержится в алоэ, а также винограде, оливках, капусте, манго и корне одуванчика. А пристимерин встречается немного реже, например, его можно найти в виноградной лозе Tripterygium wilfordii (чаще её называют гром бога вина).

Исследователи обнаружили, что эти химические вещества способны свести на нет естественную реакцию сперматозоидов на прогестерон. По словам специалистов, этот метод является в десять раз более эффективным, чем другие средства контроля рождаемости, которые существуют сегодня на рынке. Авторы называют этот метод "молекулярный презерватив".

Средство не вызовет каких-либо гормональных побочных эффектов.

Член исследовательской группы профессор Полина Лишко (Polina Lishko) отмечает, что команда планирует начать работать над созданием универсального противозачаточного средства, подходящего сразу и мужчинам, и женщинам. По словам исследователей, найденные ими соединения могут работать как экстренная контрацепция до или после полового акта или как постоянная — например, в виде пластыря или вагинального кольца.

На сегодня самой большой проблемой разработки этого метода могут стать производственные издержки. Исследователи ищут более дешёвые способы получения химических веществ, которые присутствуют в растениях в очень малых количествах.

Кстати, испытания средства на приматах уже начались, результаты экспериментов ожидаются к концу года. И если метод будет признан эффективным, то исследователи намерены взять следующий барьер и начать тестирования с участием людей, которые могут быть завершены в течение нескольких лет. Возможно, уже в ближайшем будущем на рынке появится новое эффективное противозачаточное средство – "молекулярный презерватив".

Результаты исследования опубликованы в научном издании PNAS.

Добавим, что недавно в Европе приложение для смартфона признали эффективным контрацептивом. Кроме того, сегодня многие исследователи разрабатывают различные средства и устройства, которые позволит избежать нежелательной беременности. Например, столяр из Германии испытывает прибор для "выключения" спермы.