ЕКА займётся поиском гравитационных волн и второй Земли

Проектируемый орбитальный детектор гравитационных волн нового поколения LISA.

Иллюстрация AEI/Milde Marketing/Exozet.

Гравитационные волны были обнаружены только в 2015 году, хотя предсказаны ещё Эйнштейном.

Иллюстрация ESA.C.Carreau.

Проектируемый орбитальный детектор гравитационных волн нового поколения LISA.
Европейское космическое агентство одобрило сразу две важнейшие миссии. Первая – LISA – предполагает создание аппаратов для поиска и исследования гравитационных волн прямо в космосе. Вторая – PLATO – будет направлена на изучение и поиск землеподобных, пригодных для жизни экзопланет.

Европейское космическое агентство (ESA) официально одобрило сразу два проекта, которые сыграют важную роль для астрофизики.

Первый — LISA (Laser Interferometer Space Antenna) – предполагает создание аппаратов для поиска и исследования гравитационных волн. Второй – PLATO (Planetary Transits and Oscillations of stars) – будет направлен на изучение и поиск землеподобных, пригодных для жизни экзопланет.

Напомним, что в декабре 2015 года ESA запустило миссию LISA Pathfinder, в рамках которой в открытом космосе проводились различные эксперименты, в том числе были опробованы технологии для поиска гравитационных волн (которые, кстати, недавно поймали в третий раз).

Эксперимент превзошёл все ожидания: эксперты доказали, что обнаружить гравитационные волны можно не только при помощи наземных детекторов, но и прямо в космосе. Так, LISA Pathfinder, обладающий очень высокой чувствительностью, может зарегистрировать колебания полотна пространства-времени в триллионную часть метра, что сопоставимо с размером атома.

Поняв, что движутся в верном направлении, исследователи начали разработку новых аппаратов. В итоге сеть LISA, как заявили в ведомстве, будет состоять из трёх "охотников" за гравитационными волнами, вращающихся вокруг Солнца на расстоянии 2,5 миллиона километров друг от друга. Аппараты будут располагаться в вершинах треугольника и связываться при помощи мощных лазерных установок.

"Это потрясающе: мы сможем услышать всё, что происходит в космосе", — добавляет старший исследователь ESA Марк МакКоурэн (Mark McCaughrean).

По его словам, основной целью LISA станет процесс слияния массивных чёрных дыр. Он достаточно медленный, чтобы аппараты успели передать информацию на Землю; тогда астрофизики смогут наблюдать слияние параллельно при помощи наземных устройств.

Запуск миссии LISA запланирован на 2034 год.

Чуть раньше – в 2026 году – Европейское космическое агентство запустит обсерваторию PLATO. Строительство телескопа, который будет изучать экзопланеты и искать среди них "двойников Земли", стартует в ближайшее время.

Планируется, что PLATO будет действовать из точки Лагранжа L2. Это идеальное место для орбитальных космических обсерваторий, поскольку объект в точке L2 способен длительное время сохранять свою ориентацию относительно Солнца и Земли.

Основной целью PLATO станут суперземли, вращающиеся в зонах обитаемости своих звёзд. Кроме того, аппарат должен будет исследовать сейсмическую активность их родных светил, позволит определить массы, размеры и возраст звёзд, чтобы лучше изучить все системы. Предполагается, что эти характеристики помогут астрономам лучше понять принципы формирования и существования экзопланет.