Придорожные деревья удерживают загрязняющие вещества, вредящие пешеходам

Прогулку возле деревьев, растущих вдоль дорог, теперь нельзя назвать безопасным времяпрепровождением.

Прогулку возле деревьев, растущих вдоль дорог, теперь нельзя назвать безопасным времяпрепровождением.
Фото Global Look Press.

Чем больше деревьев, тем лучше воздух? Совершенно не обязательно, выяснили учёные в недавнем исследовании лесной зоны рядом с проезжей частью. Напротив, полосы деревьев – зелёные зоны – могут на самом-то деле ловить и удерживать распространённое загрязняющее вещество из выхлопных газов автомобилей.

Речь идёт о диоксиде азота (NO2), приземной уровень которого увеличивается в зелёных зонах до 21 процента. В свою очередь, это приводит к тому, что велосипедистам и пешеходам тяжело дышать в таких местах, как и людям, страдающим астмой и другими респираторными заболеваниями.

На протяжении десятилетий в крупных мегаполисах рядом с магистралями создавались зелёные насаждения не только с целью украшения городов: планировщики надеялись таким образом уменьшить загрязнение воздуха. Городской эколог Хейкки Сетяля (Heikki Setälä) и его исследовательская группа из Хельсинкского университета решили оценить качество воздуха в и около десяти зелёных зон города Хельсинки. Исследование проводилось летом и зимой прошлого года. Больше всего экологи фокусировались на концентрации NO2.

Все зелёные зоны были посажены по направлению ветра от крупных дорог, в том числе нескольких главных автострад. Для сравнения учёные записали уровни NO2 в соседних открытых площадках по направлению ветра – на том же расстоянии от дорог.

После более 40 дней измерений показателей воздуха учёные обнаружили, что в летнее время уровни NO2 перед зелёными зонами были в среднем на 14 процентов выше, чем на открытых участках. Внутри лесных массивов уровни диоксида азота были примерно на 12 процентов выше. В зимнее время придорожная концентрация NO2 была на выше 21 процент, а внутри зелёных зон – на 10 процентов.

Сетяля предполагает, что отсутствие ветра может быть частичной причиной повышенной концентрации диоксида азота. Густые кроны деревьев, скорее всего, приводят к накоплению газа, в результате чего загрязняющему веществу труднее рассеиваться. Такая ситуация ухудшается в зимний период.

Это объяснение вполне логично, считает эколог Том Уитлоу (Tom Whitlow) из Корнеллского университета, который проводил эксперименты в аэродинамической трубе и в полевых условиях, изучая, как частицы загрязняющих веществ взаимодействуют с листьями и деревьями. Специалисты говорят, что подобный эффект можно сравнить с ситуацией, когда курильщик удерживает зонт таким образом, чтобы "ловить" сигаретный дым.

По мнению Сетяля, именно повышенные уровни загрязняющего вещества вдоль дорог вызывают опасения, поскольку там же часто проходят и тротуары для пешеходов, и велосипедные зоны.

"Ни у кого нет научных доказательств того, что увеличивающаяся концентрация вещества может реально навредить в долгосрочной перспективе. Тем не менее подобные показатели нельзя назвать хорошим знаком", — добавляет эколог.

Лабораторные исследования краткосрочных эффектов показывают, что более высокие концентрации газа могут навредить лёгким астматиков и людей с хронической формой заболевания лёгких.

Другие исследования показали, что деревья по-прежнему можно считать помощниками в очищении воздуха. Так, группа учёных также во главе с Сетялем выяснила, что деревья в 25 городских парках в Балтиморе снижают приземной уровень озона примерно на девять процентов по сравнению с прилегающими открытыми пространствами. Об этом сообщается в научной работе, опубликованной в журнале Atmospheric Environment.

Результаты первого исследования представлены на ежегодной встрече Экологического общества Америки (Ecological Society of America), также они опубликованы в научном издании Urban Climate.

Между тем ранее выяснилось, что голодные насекомые снижают способность лесов к поглощению углекислого газа. Кроме того, деревья, как оказалось, являются источником вредного метана.