Лошади Урарту: турецкие археологи рассказали о беспрецедентной находке возрастом 2800 лет

Руины урартской крепости Сардурихинили в Чавуштепе, Турция. Фото с сайта panoramio.com
Скелет лошади, найденный на раскопках в крепости Сардурихинили. Фото: Anadolu Agency
Фрагмент клинописи, покрывающей камни крепости Сардурихинили. Фото: Grete Howard / Flickr
Руины урартской крепости Сардурихинили в Чавуштепе, Турция. Фото с сайта panoramio.com
Скелет лошади, найденный на раскопках в крепости Сардурихинили. Фото: Anadolu Agency
Фрагмент клинописи, покрывающей камни крепости Сардурихинили. Фото: Grete Howard / Flickr
Древние конные захоронения, особенно полностью сохранившиеся скелеты лошадей, – большая редкость и ценность не только для археологов. Однако погребение лошади, обнаруженное в урартской крепости Сардурихинили, ученые называют "беспрецедентной находкой".

Когда археологи находят древние конные захоронения, сообщения об этом всегда появляются в прессе: такие открытия считаются очень редкими и ценными, зачастую применительно к ним используют эпитет «беспрецедентный». К примеру, скелеты четырех лошадей, погребенных около 2500 лет назад на кладбище в афинском районе Фалирон, стали первой из многочисленных сенсаций с раскопок этого необычного некрополя – в прошлом году ученые представили эту находку Центральному археологическому совету Греции как «чрезвычайно ценную».

Однако после первых сообщений о подобных открытиях никакого продолжения обычно не следует – во всяком случае, для широкой публики. Результаты анализа отдельных находок либо оседают в специализированных изданиях, либо «растворяются» в общих исследованиях – по такой-то культуре или цивилизации, по ее погребальным практикам, по общей генетике лошадей…

Тем не менее, от отсутствия внимания прессы ценность подобных находок не снижается: на протяжении многих тысяч лет взаимоотношения между человеком и лошадью были таковы, что обнаружение конного захоронения всегда становится невероятной подсказкой для археологов, ответом на многие вопросы. Четыре лошадиных скелета в Фалироне могут подтвердить давнюю гипотезу, что в древности в этом районе находился первый афинский ипподром; семнадцать жертвенных лошадей в тартесском святилище указывают на исключительную важность проведенного там обряда; погребенные в некрополе Хайхуньхоу колесницы, запряженные четверкой лошадей, прямо говорят о статусе покойного – в древнем Китае количество лошадей на одну колесницу строго регулировалось; и это только те открытия, о которых мы рассказывали.

В августе турецкие археологи сообщили об очередной беспрецедентной находке: при раскопках крепости Чавуштепе в провинции Ван они обнаружили конное захоронение возрастом 2800 лет. С датировкой проблем не возникло: известно, что крепость Чавуштепе (Сардурихинили) была построена в VIII веке до нашей эры царем Урарту Сардури II, некрополь при крепости появился почти сразу, а скелет лошади обнаружили в том же археологическом слое, что и самые ранние человеческие захоронения.

Скелет лошади, найденный на раскопках в крепости Сардурихинили. Фото: Anadolu Agency


Беспрецедентным это открытие назвал антрополог Хакан Йилмаз (Hakan Yılmaz), участвующий в раскопках: по его словам, это первая подобная находка за все время изучения урартских некрополей. Любопытное заявление, поскольку останки лошадей в урартских поселениях все же находили – и на армянской территории (крепости Тейшебаини и Аргиштихинили), и на турецкой (крепости Айянис, Анзаф, Игдир и другие). Профессору Йилмазу об этом отлично известно: он давно занимается этой темой. Но турецкое издание Daily Sabah, сообщившее о находке, не приводит деталей, только короткий комментарий ученого:

«Скелет лошади был найден в археологическом слое с самыми ранними человеческими захоронениями. Рядом с останками животного мы обнаружили множество железных предметов, деформированных и покрытых ржавчиной, а также бронзовые гвозди. Эти артефакты указывают на то, что лошадь принадлежала представителю знати или крупному государственному служащему, жившему в крепости или рядом с ней. Вероятно, коня принесли в жертву после смерти его хозяина», — цитирует Йилмаза издание Daily Sabah.

Руководитель раскопок профессор Рафет Чавушоглу (Rafet Çavuşoğlu) добавил, что сам факт захоронения людей и животных вместе, на одном участке, крайне необычен.

Для понимания уникальности находки стоит совместить краткие комментарии ученых и уже известный исторический контекст. В эпоху существования государства Урарту, с IX по VII век до нашей эры, лошади имели огромное значение, прежде всего военное. Однако в Урарту отношение к лошадям было особенным: древнее царство занимало территорию Армянского нагорья (современные Армения, восточная Турция, северо-западный Иран и Нахичеванская АР Азербайджана) – местность с суровым климатом и значительными перепадами высот. В таких условиях лошади были важнейшим, а порой и единственным «транспортным средством» в мирной жизни. В военное время в дело вступали кавалерия и боевые колесницы, главные защитники Урарту в бесконечных конфликтах с извечным врагом, Ассирией. Почти вся информация о лошадях в Урарту получена из древних текстов с описанием военных кампаний.

Например, одна из надписей эпохи царя Сардури II, построившего крепость Сардурихинили в Чавуштепе, сообщает, что в урартской армии того времени числились 92 боевые колесницы, 3600 всадников и тысячи лошадей. Непрерывные поставки лошадей для нужд армии были приоритетной задачей государства: большинство животных были трофейными, захваченными во время успешных военных кампаний или грабительских набегов на соседние территории. Особой популярностью пользовались земли вокруг озера Урмия в современном Иране, где некогда располагалось царство Манна: благодаря прекрасным природным условиям, маннеи достигли значительных успехов в коневодстве, что стало их постоянной проблемой. На протяжении нескольких столетий лошадей с озера Урмия угоняли практически все боеспособные соседи, включая Урарту.

Самое большое количество трофейных лошадей – более 10000 – было добыто разными способами при царе Сардури II (756–730 до н.э.), строителе крепости в Чавуштепе.

Однако из письменных источников известна и другая любопытная деталь: в Урарту занимались не только «нелегальным импортом» лошадей, но и выращивали собственное поголовье. Коневодство было делом государственным, лошади паслись на особых, выделенных государством (царем) пастбищах, ценных животных обслуживали профильные специалисты на государственной службе, государство занималось распределением лошадей по частным лицам и региональным структурам строго после удовлетворения потребностей центрального госаппарата: армия, транспорт, торговля, связь.

При этом некоторые урартские тексты содержат такую «незначительную», почти домашнюю информацию как клички лошадей, особенности их питания, имена ухаживавших за ними людей, сведения о «боевых инструкторах» и возницах. Государственный подход с человеческим лицом.

Судя по урартским и ассирийским записям, такая постановка дел приносила свои плоды: даже противники отмечали высокие качества урартских лошадей – скорость, выносливость и отличную боевую подготовку. Конь по кличке Арсиби (Орел), принадлежавший царю Менуа, однажды преодолел одним прыжком дистанцию более 11 метров, и рассказ об этом сохранился в урартских хрониках. По мнению историков, это говорит о существовании в Урарту конных состязаний, аналогичных современным спортивным турнирам – что, с учетом других известных фактов, неудивительно.

Фрагмент клинописи, покрывающей камни крепости Сардурихинили. Фото: Grete Howard / Flickr


Краткий экскурс в историю урартского коневодства и, особенно, роли государства в распределении лошадей позволяет лучше понять ценность находки в Чавуштепе. Один из вопросов – кем был таинственный владелец коня, облаченного в дорогую амуницию и, возможно, в металлические доспехи (какие именно железные предметы нашли рядом с останками лошади, не уточняется, но практика облачения боевых лошадей в железную «броню» в то время существовала)? «Представитель знати или местных властей», по мнению профессора Йилмаза. По всей видимости, этот человек был очень важной персоной, если после его смерти ценное животное принесли в жертву и похоронили рядом на человеческом кладбище.

На другой вопрос – что за конь удостоился особой чести покоиться рядом со своим хозяином – ответить проще. Зооархеологи исследуют кости и зубы животного, чтобы выяснить тип его прижизненной нагрузки, характер его травм и заболеваний, возраст, а также проведут анализ ДНК – это позволит узнать происхождение лошади. Данные генетического анализа чрезвычайно важны для изучения эволюции вида и развития пород лошадей – полной ясности по этому вопросу нет до сих пор. Во всяком случае, турецкие ученые постараются выяснить, сохранились ли в наши дни представители породы лошади из Чавуштепе.

Руководитель раскопок Рафет Чавушоглу также сообщил, что за время исследований некрополя в Чавуштепе были выявлены две разновидности погребальных практик, существовавших в Урарту. Первая – кремация покойного и захоронение его праха в терракотовой погребальной урне, вторая – захоронение тела непосредственно в земле, в характерной «позе эмбриона».

Никаких других подробностей о человеческих погребениях заметка в Daily Sabah не содержит: главной новостью с раскопок стало обнаружение полного скелета лошади возрастом 2800 лет, рассказавшего ученым намного больше, чем можно было ожидать от бессловесного и давно мертвого животного.