Расшифрован геном самого большого организма на планете

Самым крупным и древним живым организмом на Земле является известный всем гриб.

Фото steffiheufelder/pixabay.com.

Международная команда исследователей расшифровала геном самого крупного организма на Земле. Этим организмом являются обычные тёмные опята, грибница которых может занимать территорию в несколько сот гектаров леса. ДНК грибного "монстра" поможет раскрыть секреты его выживания и разрушительной силы.

Международная команда исследователей расшифровала геном самого крупного организма на Земле. И этим организмом являются обычные тёмные опята, грибница которых может занимать территорию в несколько сот гектаров леса.

"Все виды опят являются одними из самых разрушительных патогенов, и они часто становятся причиной угасания лесов во многих регионах Земли. Сегодня экологи активно ищут пути борьбы с этим грибом. Понимание того, как он "функционирует", является первым шагом для решения этой задачи", — отмечает ведущий автор работы Ласло Надь (László Nagy).

В конце прошлого века экологи, работавшие в заповеднике Малур на территории штата Орегон (США), обнаружили, что все местные тёмные опята (Armillaria ostoyae) являются частью одного гигантского организма, чья площадь составляет примерно 880 гектаров, возраст – примерно 2,5 тысячи лет, а общая масса – около 600 тонн.

Этот гриб за время своего существования заразил и уничтожил бесчисленное множество деревьев (вообще опята способны заразить корневой гнилью более 500 различных видов растений). Из-за этого участок леса, где он растёт, приобрёл довольно специфический вид, выдавший "виновника" массовой гибели представителей флоры.

Впоследствии учёные нашли десятки других грибниц, занимавших огромные площади, что указало на приспособленность грибов к колонизации огромных пространств. Надь и его коллеги попытались раскрыть секреты выживания "орегонского монстра", как назвали этот гриб представители СМИ. Для этого специалисты расшифровали геномы самого гриба, а также нескольких его ближайших родственников (A. cepistipes, A. gallica и A. cereipes).

В первую очередь исследователей интересовали гены, отвечающие за синтез особых ферментов, которые помогают "монстру" разлагать стенки растительных клеток, извлекать питательные вещества из них и заражать разные виды деревьев почти со 100%-ной вероятностью.

Расшифрованные геномы опят помогли биологам выявить два десятка генов, отвечающих за сборку молекул таких белков, а также найти множество удвоенных и утроенных участков ДНК, которые, вероятно, помогли тёмным опятам приспособиться к существованию в формате гигантского единого организма размером в целый лес.

Изучение первого набора генов, как надеются учёные, позволит создать новые методы переработки древесины в биотопливо и полезные химикаты, а удвоенные участки генома могут помочь понять, как возникли первые многоклеточные организмы на Земле и какую роль в их эволюции могли играть предки современных грибов, добавляет РИА Новости.

Подробности исследования описаны в статье, опубликованной в журнале Nature Ecology & Evolution.

Добавим, что расшифровка геномов самых разных живых организмов приносит много пользы. Например, полный геном арабики поможет сохранить любимые многими сорта кофе, геном австралийского насекомоядного цефалота мешочкового помог понять, как хищные растения развили "жажду крови", а геном живого ископаемого помог раскрыть секреты экстремального выживания