Серьёзное разоблачение: "мышечный рак" оказался не тем, за кого себя выдаёт

Учёные неожиданно обнаружили, что рабдомиосаркома развивается из незрелых эндотелиальных клеток, выстилающих кровеносные сосуды (отмечены красным цветом). Зелёным цветом показаны мышечные волокна.

Иллюстрация St. Jude Children's Research Hospital.

Разоблачением "мышечного рака" руководили (слева направо) Марк Хэтли (Mark Hatley), Кэтрин Драммонд (Catherine Drummond) и Джейсон Ханна (Jason Hanna).

Фото Peter Barta.

Так называемый "мышечный рак" является наиболее распространённым типом рака мягких тканей у детей. Но исследователи обнаружили, что его клетками-предшественниками являются вовсе не незрелые мышечные, а клетки, выстилающие кровеносные сосуды. Открытие заставит пересмотреть методы диагностики и лечения заболевания, которые не менялись уже 46 лет.

Объектом для нового исследования в онкологии и источником неожиданного открытия стало заболевание под названием рабдомиосаркома, которое часто упрощённо называют "мышечным раком".

Рабдомиосаркома представляет собой один из самых распространённых типов злокачественных опухолей мягких тканей у детей. Существует даже предположение, что она может зарождаться ещё в процессе внутриутробного развития. Докучает "мышечный рак" и людям в зрелом возрасте.

Долгое время считалось, что клетками-предшественниками этого заболевания являются незрелые мышечные клетки, поскольку под микроскопом образование выглядит именно как мышечная ткань. Но это не объясняло, каким образом аналогичная опухоль возникает в тех местах, где нет скелетной мускулатуры, например, в печени, мочевом пузыре и предстательной железе.

Учёным известно, что различные типы раковых заболеваний часто связаны с мутациями, нарушающими работу одного сигнального пути. Его назвали в честь героя популярной компьютерной игры Ежа Соника (Sonic the Hedgehog). На ранних стадиях развития эмбриона этот путь, связанный с геном Hh, распределяет между клетками роли в формирующемся организме, а затем управляет их самоопределением в растущих тканях.

В предыдущих исследованиях команда из Гарвардского университета создала генетически модифицированных мышей, у которых сигнальный путь Hh можно было включать и выключать. Джонатан Графф (Jonathan Graff) из Техасского университета использовал эту модель для изучения вполне безобидной роли Hh в развитии жировых клеток. Но неожиданно для всех у подопытных животных стали развиваться опухоли в голове и шее. Тогда учёный обратился за помощью к Марку Хэтли (Mark Hatley) и его коллегам из Детского исследовательского госпиталя святого Иуды (Мемфис, США), которые диагностировали у мышей рабдомиосаркому.

"Эти опухоли никак не были связаны с мышечными клетками, поэтому мы решили сконцентрироваться на клетках-предшественниках, с которых начиналось заболевание у этих грызунов", — рассказывает Хэтли в пресс-релизе.

Дальнейшие эксперименты сначала сузили круг "подозреваемых", а затем раскрыли, что опухоль развивалась из незрелых клеток, которые в нормальных условиях должны были превратиться в клетки, выстилающие внутреннюю поверхность кровеносных сосудов. Эти сосуды расположены в окружении мышечных волокон. Вот почему именно последние подозревали в причастности к появлению опухоли.

"Это стало для нас абсолютным сюрпризом, — продолжает Хэтли. – Мы также обнаружили, что опухоли быстро развивались в раннем возрасте, соответствующем тому, когда подобное заболевание прогрессирует у детей с раком".

Открытие указывало на то, что раковый процесс начался ещё до рождения животных. Анализ эмбрионов с нарушенным сигнальным путём Hh показал взрывное деление клеток в пространстве между мышечными волокнами, где вскоре зарождалась опухоль.

Команда также решила проверить причастность к развитию рабдомиосаркомы другого сигнального пути KRAS, на что намекали некоторые более ранние исследования. Но когда у модельных животных принудительно нарушали работу этой системы, у них развивался совершенно другой вид опухоли, известный как ангиосаркома .

"Описанные выводы указывают на то, что опухоли в нашей модели зависели именно от активации пути Ежа Соника, — говорит Хэтли. – Но мы также предполагаем, что существуют и другие клетки-предшественники для рабдомиосаркомы, различное расположение которых определяет место развития рака".

Подробное описание результатов исследования было опубликовано в издании Cancer Cell. Его авторы уверены, что в скором времени последует пересмотр методов диагностики и лечения рабдомиосаркомы. Хетли отмечает, что медики используют в борьбе с этой злокачественной опухолью ту же химиотерапию, что и 46 лет назад, довольствуясь при этом результатами, которые оставляют желать лучшего.

С другими новостями с фронта и настоящими прорывами в деле борьбы с онкологическими заболеваниями можно ознакомиться в специальном разделе проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru).