Обнаружена древняя рептилия с исключительной силой укуса

Рептилия Colobops noviportensis была существом мелким, но кусалась очень здорово.

Иллюстрация Michael Hanson.

Иллюстрация Yale University.

Методы компьютерной томографии позволили восстановить строение черепа.
200 миллионов лет назад по Земле бродило пресмыкающееся с рекордной челюстной мускулатурой.

Палеонтологи обнаружили новый ископаемый вид рептилии, имевший рекордную челюстную мускулатуру. О достижении рассказывает научная статья, опубликованная в журнале Nature Communications командой во главе с Бхарт-Аньяном Бхулларом (Bhart-Anjan Bhullar) из Йельского университета.

Окаменелости были обнаружены ещё в 1965 году при дорожных работах в Коннектикуте, США. Это были останки небольшой рептилии (длина черепа всего 2,5 сантиметра). Возраст находки составляет 200 миллионов лет, то есть она относится к концу триасового периода, когда на Земле появились первые динозавры. Ископаемые поместили в Музей естествознания Йельского университета. В 1990-е годы останки были изучены и отнесены к отряду клювоголовых, из которого ныне здравствует только один вид – ящерица гаттерия.

Недавно команда Бхуллара заново исследовала окаменелости, использовав передовые методы компьютерной томографии и 3D-моделирования. Это позволило учёным не только пересмотреть видовую принадлежность находки, но и выяснить крайне любопытные анатомические подробности.

Методы компьютерной томографии позволили восстановить строение черепа.

Палеонтологи выяснили, что кости принадлежат неизвестному ранее виду рептилий. Ему дали название Colobops noviportensis, увековечив название местной геологической формации, переведённое с английского на латынь.

Это существо принадлежало к ранним праархозаврам. Напомним, что архозавры – это подкласс рептилий, к которому относятся динозавры, птерозавры, крокодилы и некоторые другие пресмыкающиеся, и от которого ведут своё происхождение птицы. "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) уже кратко рассказывали об эволюционных преимуществах этой удивительной группы.

Хотя поздний триасовый период – это уже время первых динозавров, некоторые предковые для архозавров формы дожили до той эпохи, и C. noviportensis – живое (то есть, конечно, мёртвое) тому подтверждение.

«Колобопы были крошечными, но мужественными "зверями", частью малоизвестного зверинца мелких животных, живших среди первых динозавров", – объясняет Бхуллар.

Впрочем, удивительно в находке не это. Трёхмерная реконструкция черепа показала, что челюстная мускулатура этих существ была необычайно развита. Как уточняет пресс-релиз университета, по этому параметру древнее животное не имеет аналогов среди четвероногих сравнимого размера. А ведь это огромная группа, к которой относятся амфибии, рептилии, птицы и млекопитающие.

"Его маленькие челюсти могли укусить сильнее, чем у кого-либо ещё подробного размера. Возможно, эта сила укуса позволяла ему питаться бронированной добычей, неуязвимой для более слабых ртов", – говорит Бхуллар.

Напомним, что учёные не впервые делают открытия, внимательнее присмотревшись к музейным коллекциям. Так в своё время был обнаружен древнейший в мире динозавр и экземпляр беременной самки нового вида ихтиозавра.