Подростки, причиняющие вред себе, более склонны к насилию

Молодые люди, которые наносят вред своему телу (тёмно-синие столбцы), в среднем в три раза чаще совершают насильственные действия в отношении других людей.

Иллюстрация Duke Center for Child and Family Policy. Перевод "Вести.Наука".

Учёные из Великобритании обнаружили, что молодые люди, которые наносили себе увечья, наиболее склонны к совершению насильственных действий по отношению к другим людям.

Учёные из Дюкского университета обнаружили, что молодые люди, которые занимаются членовредительством, наиболее склонны к совершению насильственных преступлений. Кроме того, исследователи заметили, что подростки, наносящие вред не только своему организму, но и окружающим, как правило, были жертвами плохого обращения в детстве и не научились контролировать себя.

Как показывает статистика, за последние годы выросло количество так называемых "трудных подростков", которые преднамеренно занимаются членовредительством (обычно это бывают порезы или ожоги). В Соединённом Королевстве количество девочек, причиняющих себе физический вред, выросло до 70%, а в США каждая четвертая девочка и каждый десятый мальчик наносят себе телесные повреждения.

Ведущий автор исследования Лия Ричмонд-Ракерд (Leah Richmond-Rakerd) заявляет, что некоторые подростки, которые вредят себе, точно так же поступают и с окружающими. Однако учёные до сих пор не могут понять, был ли со стопроцентной вероятностью у таких ребят негативный опыт общения с другими людьми в раннем детстве, приходилось ли им уже тогда кого-то жестоко обижать. Понимание этих деталей может помочь в дальнейшем выстроить правильное общение с такими детьми и предотвратить или хотя бы частично сократить межличностное насилие.

Ричмонд-Ракерд и её коллеги из Дюкского университета и Королевского колледжа Лондона сравнили характеристики подростков, наносящих вред только себе, а также себе и окружающим.

2232 близнецам, родившимся в 1994-1995 годах, задали ряд вопросов, когда им было 18 лет, чтобы выяснить причины, по которым они наносят вред себе, а с помощью компьютерного тестирования в 18 лет и в 22 года учёные пытались понять, следствием чего стало их жестокое обращение с собой и окружающими. В последнем случае на опрашиваемых уже были заведены уголовные дела.

В качестве объектов исследования психологи выбрали именно близнецов, так как это позволяет понять, насилие над собой и окружающими "идут в паре" просто потому, что это генетическая черта или особенности отношений в семье. Оказалось, что подростки, которые наносили физический вред себе, привыкли видеть, что проблемы можно решить с помощью силы. Кроме того, те, кто применял насилие к себе и к окружающим, как правило, были жертвами издевательств и насмешек в подростковом возрасте. Учёные отмечают, что у таких людей наблюдается более высокий уровень психотических симптомов и наркотической зависимости.

Таким образом, исследователи пришли к выводу, что межличностное насилие у подростков проявляется, если они выросли в неблагоприятной среде: терпели плохое обращение с собой и не научились контролировать себя и свои эмоции. Учёные считают, что необходимо искать правильные способы общения с такими молодыми людьми, перевоспитывать их, вместо того чтобы просто их наказывать.

К слову, судебные психологи давно указывают на то, что к преступникам нельзя относиться жестоко, в первую очередь необходимо понять, что послужило психологическим мотивом насильственного преступления, намеренно оно совершено или нет.

Полный текст статьи, рассказывающей об исследовании, был опубликован в издании American Journal of Psychiatry.

Напомним, что это не первое исследование, в ходе которого учёные пытались понять, влияет ли наследственность на склонность к совершению преступлений. Кроме того, ранее авторами проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) писали, что агрессия может стать не только следствием плохих взаимоотношений в семье, но и результатом просмотра "героических" фильмов и злоупотребления смартфонами.