ГМ-куры начали нести "лекарственные яйца"

Учитывая, что куры могут откладывать около 300 яиц в год, новый способ получения медицинских белков обойдётся намного дешевле, чем современные лабораторные методики.

Фото igorovsyannykov/pixabay.com.

ГМ-несушки ничем не отличаются от обычных, а изменения ДНК безопасны для их здоровья, сообщают учёные.

Фото Norrie Russell, The Roslin Institute.

Шотландские учёные создали генетически модифицированных кур, несущих яйца с противовирусными, противораковыми и заживляющими белками. Причём несушек можно "запрограммировать" для производства и других терапевтических соединений. Разработчики считают, что такой подход поможет упростить и удешевить производство лекарств.

Терапевтические белки, которые становятся активными компонентами тех или иных лекарств, синтезируются, как правило, в лабораторных условиях. Это сложный и дорогостоящий процесс.

Шотландские учёные предположили, что намного проще и дешевле было бы создавать генетически модифицированных кур, несущих яйца с большим количеством нужных белков.

Состоятельность этой идеи исследователи доказали в ходе своей последней работы. Они получили от ГМ-кур яйца, насыщенные двумя важнейшими для медицины белками. Первый – человеческий белок IFN-α 2a, обладающий мощным противовирусным и противораковым действием. Второй – макрофаг-CSF, который стимулирует регенерацию повреждённых тканей. Были получены два варианта таких белков – свиные и человеческие.

Специалисты уточняют, что добавили в ДНК кур гены, ответственные за производство соответствующих белков. Последние содержатся в белковой части куриного яйца и извлекаются при помощи простых технологических методик выделения белков.

С виду яйца ГМ-несушек ничем не отличаются от обычных, а вот содержание нужных медикам ингредиентов в них невероятно высокое. Для получения "клинически значимого количества белка" достаточно всего трёх яиц, отмечают исследователи.

Учитывая, что куры могут откладывать около 300 яиц в год, учёные подсчитали, что их удивительный способ получения медицинских белков будет намного дешевле, чем современные лабораторные методики, например, выращивание белков в клеточных культурах млекопитающих.

При этом анализы и тесты показали, что белки, извлечённые из яиц ГМ-кур, не отличаются по терапевтическим свойствам от белков, полученных традиционными способами.

Следует отметить, что подобный подход применяется не впервые. Ранее исследователи уже создавали ГМ-кроликов, кур и коз, а из яиц и молока животных извлекали терапевтические белки. Тем не менее "эдинбургская куриная система" оказалась самой рентабельной и продуктивной на сегодняшний день. Благодаря ей затраты на производство лекарств можно снизить в десять-сто раз.

"Мы ещё не начали производить лекарства для людей, но это исследование показывает, что куры подходят для коммерческого производства белков, которые идут на создание и исследование препаратов", – рассказывает соавтор новой работы профессор Хелен Санг (Helen Sang).

Её команда также отмечает, что ГМ-несушек можно "запрограммировать" для производства и ряда других важнейших терапевтических белков. В дальнейших работах специалисты продолжат изучать медицинский и экономический потенциал своего подхода.

Другое важное направление – производство ветеринарных препаратов, стимулирующих иммунную систему сельскохозяйственных животных.

Более подробно о работе шотландских исследователей рассказывается в статье, опубликованной в журнале BMC Biotechnology.

Кстати, ранее авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) рассказывали о создании генетически модифицированных свиней, устойчивых к смертельному вирусу, и коров, которым не страшен туберкулёз.