Создано полимерное покрытие для катетеров, которое спасёт тысячи жизней

Наиболее опасный тип внутрибольничных инфекций возникает при введении катетеров в кровеносные сосуды пациента.

Американские учёные создали покрытие для катетеров, способное предотвращать инфекции, которые в 25 процентах случаев приводят к смерти пациентов.

Инфекции, которые можно получить, находясь в больницах, являются серьёзной проблемой. Наиболее распространённым и опасным типом таких недугов являются инфекции, которые могут возникать после введения катетеров в кровеносные сосуды пациентов.

Только в США людям ежегодно ставится более 150 миллионов внутрисосудистых катетеров, а инфекции, вызванные этой процедурой, развиваются у 250 тысяч пациентов в год. В 25 процентах случаев заражение ведёт к летальному исходу.

По этой причине специалисты всего мира пытаются найти способ борьбы с ними. И недавно специалисты из Брауновского университета в США представили новое покрытие для катетеров, которое, по словам учёных, способно уничтожать бактерии, не позволяя им создавать колонии в виде биоплёнок.

Поясним, что микроскопические организмы образуют так называемые биоплёнки — колонии, связь в которых осуществляется при помощи сигнальных молекул. Биоплёнки бактерий намного опаснее каждой из них в отдельности, поэтому так важно помешать болезнетворным микроорганизмам создать их.

"Биоплёнки, если сравнивать их с планктонными [свободно плавающими] бактериями, в тысячи раз труднее поддаются лечению даже при помощи больших концентраций необходимых препаратов", – объясняет автор работы Анита Шукла (Anita Shukla).

Для получения нового покрытия специалисты создали раствор из полиуретана и ауранофина, который ранее использовался в США для лечения артрита. Однако последнее исследование показало его эффективность в борьбе с золотистым стафилококком и другими бактериями. Помимо всего прочего, ауранофин не позволяет микробам развить к нему устойчивость.

После получения раствора учёные нанесли полученную жидкость на катетер. Затем растворитель испарялся, оставляя после себя прочный полимерный слой.

Согласно результатам испытаний, данное покрытие может растягиваться до 500 процентов, сохраняя свою целостность.

Для того чтобы проверить эффективность своей разработки, авторы исследования обработали катетеры при помощи нового покрытия, а затем поместили их в растворы и на стеклянные пластины, содержащие опаснейшие метициллин-резистентные бактерии золотистого стафилококка (MRSA).

Учёные выяснили, что в течение 26 дней покрытие постепенно высвобождало ауранофин, подавляя рост MRSA на катетерах. Но, что самое важное, исследователям удалось предотвратить образование бактериальных биоплёнок, что, к слову, не смог сделать традиционный антибиотик.

Предыдущие способы решения проблемы не давали столь хорошего результата. Например, другие покрытия теряли эффективность уже после двух недель использования. Оказалось, что они попросту слишком быстро высвобождали действующее вещество.

Авторы недавнего исследования также проверили своё покрытие на токсичность. Выяснилось, что оно не оказывает негативного влияния на клетки крови или печени человека. Впрочем, учёные признают необходимость проведения дальнейших исследований, прежде чем будут начаты клинические испытания новинки.

Возможно, в будущем такое покрытие поможет эффективно справляться с опасными внутрибольничными инфекциями.

Научная статья по итогам работы представлена в издании Frontiers in Cellular and Infection Microbiology.

Ранее авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) рассказывали о российской разработке – антибактериальных плёнках для больниц, и специальном стекле, которое также поборется с патогенами. Кроме того, специалисты предлагают использовать "умные" камеры, которые заметят, если медперсонал в больнице не обработал руки.