Разделить боль: у крыс найдены нейроны эмпатии

Открыты нейроны, дарящие способность к сопереживанию грызунам, а возможно, и людям.

Фото CC0 Public Domain.

Учёные обнаружили у грызунов нейроны, которые дарят возможность сопереживать другому. Возможно, такие же существуют и у людей.

Учёные обнаружили нейроны, которые дарят возможность сопереживать другому. Пока они найдены у крыс, но, вполне вероятно, их аналог существует и у людей.

Открытие описано в научной статье, опубликованной в журнале Current Biology группой нейробиологов из Нидерландов.

Исследователей давно интересуют нейронные механизмы сопереживания, или эмпатии. Эксперименты показали, что эта черта присуща многим млекопитающим и даже птицам. Например, типичная реакция крысы на страдание – замереть (чтобы хищник не заметил). Наблюдая, как мучается сородич, грызун нередко цепенеет и сам.

У человека, как и у других млекопитающих, за ощущение боли отвечает передняя часть поясной извилины коры головного мозга (далее для краткости будем именовать её центром боли).

"Что самое удивительное, – говорит Кристиан Кейзерс (Christian Keysers) из Нидерландского института нейронаук, ведущий автор нового исследования, – это то, что всё это происходит у крыс в той же области мозга, что и у людей. Мы уже обнаружили (в предыдущих исследованиях – прим. ред.), что у людей активность поясной извилины мозга увеличивается, когда мы наблюдаем боль других, если не говорить о преступниках-психопатах, показывающих значительное снижение этой активности".

Поясним, что эксперименты, о которых говорит учёный, проводились с помощью МРТ. Эта технология позволяет увидеть активность достаточно больших областей мозга, но не отдельных клеток.

Чтобы зарегистрировать деятельность отдельных нейронов, нужна трепанация черепа и введение электродов в мозг. На человеке такие опыты проводятся, только если такая операция необходима ему по медицинским показаниям, поэтому такого рода исследования всегда в остром дефиците.

Поэтому так трудно проверить интригующее предположение, что у человека в центре боли существуют специальные "нейроны подражания", воспроизводящие ту же реакцию, которую подопытный наблюдает у сородича.

Отметим, что нейроны с таким принципом действия известны с середины 1990-х годов и называются зеркальными. Однако, как уточняет пресс-релиз нового исследования, до сих пор они обнаруживались лишь в центрах координации движений. Например, зеркальные нейроны хватания у обезьян активизируются и когда сама обезьяна что-то хватает, и когда это у неё на глазах делает экспериментатор.

В 2010 году зеркальные нейроны были открыты у человека. Хотя найденные клетки тоже управляют движениями, в экспериментах выяснился любопытный факт. Область зеркальных нейронов при выполнении одних и тех же заданий более активна у испытуемых, получивших высокий балл в тестах на эмпатию. У аутистов, известных своими трудностями с восприятием чужих эмоций, активность этой области была, напротив, ниже нормы.

Другими словами, даже "двигательные" зеркальные нейроны каким-то образом связаны с нашей способностью сопереживать. А вот в самих "эмоциональных" регионах мозга зеркальные нейроны до сих пор не были обнаружены.

Команда Кейзерса восполнила этот пробел относительно крыс (которым, разумеется, можно делать трепанацию в научных целях).

Для начала экспериментаторы убедились, что их подопытные хвостатые замирают, когда видят страдания сородича (напомним, что у крыс это классическая реакция на боль). Затем биологи вводили в центр боли грызуна-"наблюдателя" электроды и фиксировали, какие именно нейроны при этом активизируются. Последующие опыты показали, что эти клетки возбуждались и когда боль испытывал сам подопытный зверь.

Выявив "подозрительные" нервные клетки, учёные избирательно подавили их активность с помощью препаратов. Находясь под таким фармакологическим воздействием, животные переставали замирать, наблюдая за "мучеником".

Таким образом, эксперимент показал, что найденные нейроны действительно необходимы для эмпатии (эмоционального подражания), то есть являются зеркальными.

Авторы предполагают, что такие же клетки имеются и у людей, хотя сказать это с уверенностью можно будет лишь в будущем.

"Это также показывает нам, что эмпатия, способность чувствовать эмоции других людей, глубоко укоренилась в нашей эволюции. Мы разделяем основные механизмы эмпатии с животными, такими как крысы. До сих пор крысы не всегда пользовались безупречной моральной репутацией. Но, когда в следующий раз вам захочется назвать кого-то крысой, это может быть воспринято как комплимент", – заключает Кейзерс.

Напомним, что ранее "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) уже рассказывали об эмпатии у крыс и о том, как собаки сопереживают людям. Не обошли мы стороной и нейронные механизмы управления эмоциями, рассказав о нейронах, помогающих контролировать агрессию.