Создан первый анализ крови для диагностики синдрома хронической усталости

До сих пор СХУ выявляли методом исключения: не зная конкретных биомаркеров, учёные не могли создать надёжные диагностические тесты.

Фото Global Look Press

Новый тест позволит своевременно диагностировать изнуряющее и опасное состояние – синдром хронической усталости, а также оценить эффективность различных вариантов лечения.

Сильная утомляемость, частые головные боли и снижение когнитивных способностей, аллергические реакции, различные нарушения сна, мышечные боли – всё это симптомы состояния, известного как синдром хронической усталости (СХУ) или миалгический энцефаломиелит.

Десятилетиями медики спорят о том, следует ли признать СХУ физиологической болезнью, или же это расстройство является психологическим. В последнее время появляется всё больше доводов в пользу первого мнения.

В частности, специалисты установили, что изнуряющее заболевание сопровождается биологическими изменениями. Речь идёт об истощении на клеточном уровне, нехватке йода и гормонов щитовидной железы. А недавно был найден метаболический "отпечаток" синдрома хронической усталости: оказалось, в организме пациентов изменяется состав кишечных бактерий.

Однако для того, чтобы получить "звание" болезни, синдрому не хватало конкретных биологических маркеров. Соответственно, не было и точных диагностических тестов, поэтому СХУ до сих пор выявлялся в основном методом исключения.

Текущее положение дел призвана изменить новая работа учёных из Медицинской школы Стэнфордского университета. Они создали анализ крови, который может стать золотым стандартом диагностики синдрома хронической усталости.

В основе теста – так называемый наноэлектронный анализ, который оценивает состояние иммунных клеток и плазмы крови. Они извлекаются из образцов крови и помещаются в специальные "камеры хранения". Затем туда добавляют соль: её повышенная концентрация вызывает стрессовый ответ у клеток.

Клетки здоровых людей способны бороться со стрессом, а вот клетки пациентов с СХУ – нет. Чтобы узнать, нарушена ли работа клеток, нужно оценить электрическое сопротивление. Оно измеряется с помощью тысяч электродов, опущенных в образцы.

"Мы не знаем точно, почему клетки и плазма ведут себя таким образом, – признаётся ведущий автор нового исследования Рон Дэвис (Ron Davis). – Но это научные доказательства того, что это заболевание не является выдумкой пациента. Мы ясно видим разницу в том, как иммунные клетки здорового человека и человека с СХУ ведут себя во время стресса".

В ходе испытаний учёные взяли образцы крови у 20 пациентов с СХУ и у 20 здоровых людей. Анализ оказался точен на 100%.

Тем не менее в дальнейшем исследователям предстоит подтвердить эффективность этого теста в испытаниях с более широкой выборкой участников. Авторы надеются, что в результате новый диагностический инструмент будет широко применяться в медицине.

Важно отметить, что этот анализ позволит не только своевременно поставить диагноз, но и помочь определить наиболее эффективные варианты терапии. В образцы крови можно добавлять те или иные лекарственные препараты и повторно проводить тест, наблюдая за тем, помогает ли медикамент иммунным клеткам справляться со стрессом.

Команда уже начала поиск наиболее эффективных лекарств, которые в дальнейшем могут использоваться для лечения пациентов с СХУ.

Научная статья по итогам этого исследования представлена в журнале PNAS.

Кстати, ранее авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) рассказывали о том, почему в развитии синдрома хронической усталости обвинили гиперактивную иммунную систему.