Микробы, разрушающие пластик, помогут хотя бы отчасти очистить Мировой океан от мусора

Крошечные микробы уже приспособились к переработке пластикового мусора океана.

Фото Global Look Press.

70 процентов мусора, который плавает в Мировом океане, составляет пластик. И его накопление является проблемой планетарного масштаба. Учёные решили выяснить, кто лучше справляется с решением масштабной экологической проблемы современности: специальные микробы, которые учёные вырастили в лаборатории, или природные штаммы, приспособившиеся к пластиковой "диете".

Ежегодно в Мировой океан попадает огромное количество пластика, и Большое тихоокеанское мусорное пятно служит тому подтверждением.

Согласно некоторым оценкам, пластик составляет почти 70 процентов всего мусора в океане, и он, как показало множество исследований, сильно вредит морским обитателям.

Специалисты стараются исправить ситуацию, разрабатывая способы переработки пластикового мусора, например, в дизельное топливо. Недавно же учёные обратили внимание на микроскопических морских микробов, которые поедают пластик, что приводит к его разрушению.

В рамках недавней работы международная группа учёных под руководством Евдокии Сираниду (Evdokia Syranidou) из Технического университета Крита выясняла, способен ли крошечный "десант" оказать человечеству помощь в решении масштабной экологической проблемы.

Специалисты изучали то, как микробные сообщества накапливаются на загрязняющем океан пластике и способствуют его деградации.

Как только мусор попадает в океан, он подвергается воздействию ультрафиолетового излучения, колебаниям температуры и другим факторам, которые провоцируют абиотическое разложение. Эти процессы приводит к разрушению материала на более мелкие фрагменты – микропластик.

Как пишут учёные, абиотическое разложение предшествует и стимулирует биологическое разложение, поскольку на пластиковой поверхности генерируются карбонильная группа. После их появления на частично разрушенной поверхности может поселиться большое количество разнообразных организмов, которые будут использовать её как место обитания и как источник углерода.

Для эксперимента учёные собрали на двух пляжах Греции образцы пластика: полиэтилена и полистирола.

Первый на сегодняшний день является самым распространённым полимером. Из него производят продуктовые пакеты и бутылки для шампуня. Второй часто применяется для изготовления пищевых упаковок и электроники.

Исследуемые фрагменты уже подверглись воздействию солнца и претерпели химические изменения, которые заставили их стать более хрупкими. Именно такой процесс должен произойти до того, как микробы приступят к "трапезе".

Специалисты вымыли, разрезали образцы на более мелкие фрагменты и поместили пластик в физиологический раствор, который имитировал океаническую воду. Затем всю эту массу подвергли воздействию двух различных типов микробных сообществ. В первую часть добавили организмы нескольких видов, обитающих в море. Во вторую – специально выращенные штаммы микробов, которые поедают пластик, вычленяя из него углерод.

После пяти месяцев микробиологического воздействия фрагменты были взвешены. Оказалось, что крошечные организмы из первой группы значительно преуспели в их разрушении. Они изменили химический состав материала, в результате чего вес полиэтилена снизился на 7%, а вес полистирола – на 11%.

А вот биоинженерные штаммы не смогли переработать такое же количество пластика. Хотя, по мнению учёных, они лучше прилипали к пластику и более эффективно формировали биоплёнки.

Примечательно, что лучшие результаты показали организмы, которые ранее уже были знакомы с пластиком. По всей видимости, у них может вырабатываться привычка к поеданию этого вида мусора. Поэтому со временем эти микроорганизмы начинают быстрее поедать полиэтиленовые и полистироловые отходы.

Полученные результаты могут помочь в разработке новой стратегии борьбы с загрязнением океана, отмечают исследователи.

Научная статья по итогам работы опубликована в издании Journal of Hazardous Materials.

К слову, ранее авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) рассказывали о масштабном проекте очистки океана от мусора.