Стерильность не спасает: лекарственно-устойчивыми бактериями пациента могут заразить больничные насекомые

Насекомые в больницах оказались разносчиками опасных супербактерий.

Группа учёных провела "перепись населения" насекомых в больницах и выяснила, какие бактерии они переносят. Результаты настораживают: многие двукрылые насекомые приютили потенциально опасных микробов, более половины из которых устойчивы к некоторым антибиотикам.

Группа учёных из Астонского университета выяснила, какую роль всем известные насекомые играют в распространении так называемых супербактерий, то есть микроорганизмов, устойчивых к существующим антибиотикам. Они провели "перепись населения" насекомых в больницах и выяснили, что те являются переносчиками бактерий, более половины из которых не поддаются лечению лекарственными препаратами, которые сегодня используют медики.

Всё это создаёт потенциальный риск возникновения смертельных инфекций у пациентов, которые находятся или бывают в больницах и клиниках (и, как считается, защищены близкими к стерильным условиями).

Напомним, что сегодня многие специалисты обеспокоены проблемой устойчивости микробов к антибиотикам. Согласно некоторым прогнозам, к 2050 году супербактерии могут стать причиной до десяти миллионов смертей в год.

По этой причине важно не только разрабатывать способы борьбы с ними, но и лучше узнавать врагов и их "сообщников".

Этим и занялись учёные в рамках недавней работы. Исследователи собрали более 19 тысяч различных насекомых в семи больницах Национальной службы здравоохранения Великобритании. Отлов проходил с марта 2010 года по август 2011 года при помощи ультрафиолетовых мухоловок, электромухобоек и специальных липучек. Все эти устройства были размещены на оборудовании в больничных палатах, неонатальных и родильных отделениях и местах приготовления пищи.

Примерно 75 процентов "улова" пришлось на настоящих мух и других представителей отряда двукрылых, 14 процентов – на существ отряда Hemiptera, например, тлю. Также были пойманы муравьи, осы, пчёлы и даже моль.

После этого специалисты провели микробиологический анализ, чтобы определить типы и количество бактерий, переносимых отрядом двукрылых насекомых (как внутри их организма, так и на теле).

Согласно полученным данным, почти девять из десяти летающих "испытуемых" переносили потенциально опасные бактерии, в их числе: кишечная палочка, сальмонелла и золотистый стафилококк.

Иными словами, почти 90 процентов изученных больничных насекомых оказались переносчиками 82 различных штаммов микроорганизмов. Что важно, у большинства количество опасных микробов было достаточным, чтобы вызвать инфекцию у человека.

Наиболее распространённым семейством оказались энтеробактерии. Оно включает в себя кишечную палочку и сальмонеллу (41 процент).

Вторым по распространённости стал род бацилл, в который входят известные бактерии, вызывающие пищевое отравление, например, Bacillus cereus (24 процента).

Кроме того, насекомые нередко переносили представителей рода стафилококков (19 процентов).

Но самое важное, что 53 процента изученных бактериальных штаммов были устойчивыми, по крайней мере, к одному классу антибиотиков, а 19 процентов показали множественную лекарственную устойчивость.

Так, пенициллин оказался наименее эффективным антибиотиком: для многих микробов он оказался не смертелен. Также наблюдалась резистентность к другим часто назначаемым антибиотикам: ванкомицину и левофлоксацину.

"Результаты крупномасштабного микробиологического анализа показывают, что различные летающие насекомые, собранные в британских больницах, переносят патогенные бактерии разных видов", – говорит ведущий автор работы Федерика Бойоки (Federica Boiochhi).

Специалистов особенно заинтересовало высокое содержание в собранных образцах устойчивых к лекарствам бактерий.

"Это яркий пример того, как чрезмерное использование антибиотиков в медицинских учреждениях затрудняет лечение инфекций", – добавляет Бойоки.

Цифры могут немало обеспокоить людей, но сами исследователи отмечают, что насекомые могут быть повинны лишь в небольшом проценте бактериальных инфекций, возникающих в больницах.

Чтобы победить мультирезистентные супербактерии, мало избавиться от больничных насекомых. Есть более важные способы борьбы с такими патогенами, например, разработка новых антибиотиков и немедикаментозных методов лечения, считают специалисты.

Тем не менее авторы работы рекомендуют сотрудникам больниц усилить меры по борьбе с опасными насекомыми, чтобы уменьшить число потенциальных переносчиков инфекций. В частности, они предлагают использовать различные типы ловушек, размещённые в самых разных местах, и не забывать регулярно заменять их.

Научная статья по итогам исследования опубликована в издании Journal of Medical Entomology.

Кстати, ранее авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) сообщали о том, почему от некоторых инфекций не спасёт протирание спиртом, и о том, как "умные" камеры будут следить за тем, чтобы медики не забывали дезинфицировать руки, а также о том, каким странам больше всего угрожают супербактерии.