Палеонтологи нашли "Тысячелетнего сокола" из "Звёздных войн" кембрийского периода

Художественное изображение существа вида Cambroraster falcatus – крупного хищника времён кембрия.

Иллюстрация Lars Fields / Royal Ontario Museum.

Давным-давно в далёкой-далёкой галактике – так можно было начать рассказывать о недавнем открытии палеонтологов, которые обнаружили окаменелые останки древнего морского существа. Оно напоминало космический корабль, которым управляли Хан Соло и Чубакка в знаменитой киноэпопее "Звёздные войны". Но находка удивила специалистов не только своим внешним видом.

Канадские специалисты изучили и описали окаменелые останки древнего морского существа возрастом 506 миллионов лет. Его в шутку прозвали "космическим животным", поскольку внешний вид древней особи напомнил учёным "Тысячелетнего сокола" – вымышленный космический корабль из "Звёздных войн", которым управляли Хан Соло и его помощник Чубакка.

Исследователь Жан-Бернард Карон (Jean-Bernard Caron) и его коллеги из Королевского музея Онтарио и Университета Торонто впервые наткнулись на останки неизвестного существа в 2012 году во время раскопок в сланцах Бёрджес в канадской части Скалистых гор на территории провинции Британская Колумбия. Это место известно хорошо сохранившимися ископаемыми останками многих древних существ.

Но найденные в то время окаменелости были очень фрагментированы. В 2018 году учёным повезло чуть больше: они нашли многочисленные останки этих же существ. Количество найденных образцов поразило специалистов.

Впоследствии они окрестили неизвестного ранее древнего жителя дна водоёмов Cambroraster falcatus.

Первая часть названия дана в честь периода обитания древней особи – кембрия – и его необычных клешней с придатками, которые напомнили палеонтологам грабли. Rastrum в переводе с латыни и означает "грабли". А вторая часть прославляет "Тысячелетнего сокола" (Millennium Falcon) из "Звёздных войн".

"Кто же не является поклонником ["Звёздных войн"]", – заметил Карон в интервью изданию Live Science.

Всего палеонтологам посчастливилось найти окаменелые останки 140 особей вида C. falcatus. Большинство взрослых существ были размером с ладонь человека, между тем самый крупный экземпляр достигал 30 сантиметров в длину.

Как отмечает соавтор работы эволюционный биолог Джозеф Мойсюк (Joseph Moysiuk) из Университета Торонто, размеры этого существа действительно впечатляют, так как большинство животных, обитавших в то время, были не больше мизинца человека.

Но особи вида C. falcatus могли похвастаться не только размером, но и весьма необычной внешностью. Тщательный анализ окаменелых останков показал, что у них имелся огромный панцирь и странные клешни с отсростками. А зубастый рот существа – самую пугающую часть – учёные сравнили с затвором фотоаппарата.

C. falcatus относят к отряду вымерших морских членистоногих под названием Radiodonta. Кроме того, древние особи являлись дальними родственниками представителей рода Anomalocaris. Речь идёт об огромных хищниках времён кембрия, которые являлись вершиной пищевой цепочки того времени.

Между тем представители рода Anomalocaris и вида C. falcatus питались совершенно по-разному.

"Тысячелетний сокол", скорее всего, использовал свои клешни в поисках добычи в морских отложениях. Они же помогали хищнику запихивать найденные лакомства – от червей до ранних родственников рыб – прямо в зубастый рот.

"У этого существа имелся широкий головной панцирь с глубокими выемками, вмещающими обращённые вверх глаза. В целом C. falcatus напоминает современных донных животных, например, мечехвостов. Всё это представляет собой интересный случай эволюционной конвергенции", – заключает Мойсюк.

Более подробно о результатах исследования и необычном существе рассказывается в статье, опубликованной в научном издании Proceedings of the Royal Society B.

Ранее авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) рассказывали о древнем морском монстре, к голове которого был прицеплен "складной нож". Писали мы и о не менее интересном трилобите-каннибале, а также об обнаружении в Антарктиде остатков гигантского морского "чудища".