Эмбрионы черепах сами "выбирают" свой пол

Эмбрион влияет на свой пол, перемещаясь внутри яйца.

Фото Global Look Press.

Возможно, такая способность поможет черепахам адаптироваться к глобальному потеплению.

Фото Ye at al (Current Biology (2019)).

Эмбрион влияет на свой пол, перемещаясь внутри яйца.
Температура во время инкубации яйца определяет пол черепах, но недавно выяснилось, что право голоса имеют и сами черепахи. Учёные выяснили, каким образом они решают кем им родиться – самцом или самкой. Эта способность может помочь этим пресмыкающимся справиться с изменениями климата.

Эмбрионы пресноводных черепах способны "выбирать" собственный пол, перемещаясь внутри яйца, выяснили учёные из Австралии и Китая. Такая способность может спасти некоторые виды этих пресмыкающихся от вымирания, которое грозит им из-за глобального потепления.

Поясним, что пол рептилий зависит от гормонов, вырабатываемых в процессе развития эмбрионов. У крокодилов, некоторых ящериц и большинства черепах на эти гормоны влияет температура во время инкубации яйца. Чем ниже температура, чем выше вероятность появления на свет самцов.

Повышение средней температуры даже на два градуса по Цельсию способно привести к рождению однополых черепах, что грозит гибелью вида.

Исследователи из Китайской академии наук в Пекине и Университета Маккуори задались вопросом, как эмбрионы черепах могут реагировать на столь быстрое изменение среды.

Некогда они изучали зародышей дальневосточной черепахи (Pelodiscus sinensis) и выяснили, что они способны перемещаться между более холодными и более тёплыми участками своих яиц.

Чтобы выяснить, может ли это перемещение как-то сказаться на соотношении полов у черепах, та же команда учёных изучила инкубацию яиц (процесс развития эмбриона яйцекладущих животных от момента снесения яиц до появления выводка) китайской трёхкилевой черепахи (Mauremys reevesii). Инкубация яиц проходила при различных температурах как в лаборатории, так и на черепашьей ферме, то есть в естественных условиях.

Специалисты определили изначальное местоположение каждого эмбриона и измерили температуру на разных участках яиц.

Затем учёные обработали половину яиц химическим веществом под названием капсазепин (capsazepine), который блокирует рецептор, используемый животными в качестве датчика температуры.

Через некоторое время учёные выяснили, что почти все эмбрионы в обработанных капсазепином яйцах были одного пола – самки или самцы, в зависимости от температуры инкубации. При этом они мало двигались внутри яиц: всего на два миллиметра.

Что же касается необработанных яиц, то в них эмбрионы двигались намного больше – в среднем на четыре миллиметра. Как пишут учёные, соотношение полов в этом случае можно было назвать идеальным: 50 на 50 (рождалось практически одинаковое количество самок и самцов).

Всё это говорит о том, что эмбрионы из последней группы смогли найти так называемую зону Златовласки, то есть место, где температура была не слишком высокой и не слишком низкой (29 градусов по Цельсию), говорит соавтор работы биолог Ричард Шайн (Richard Shine) из Университета Маккуори. Что приводило к случайному выбору пола и практически одинаковому количеству самок и самцов.

Возможно, что такая способность позволяет черепахам сохранять гендерный баланс. Более того, новая информация может помочь специалистам понять, как некоторые виды животных, чей пол зависит от температуры, выжили в периоды, когда средние температуры нашей планеты были выше нынешних.

Впрочем, замечает Шайн, такая особенность вряд ли сможет защитить черепах от грядущего изменения климата.

"Основная идея заключает в том, что эмбрион может двигаться только внутри яйца. Если температура станет слишком высокой, а это может произойти уже к концу века, то в яйце не будет достаточно холодных мест, чтобы отыскать ту самую зону Златовласки", – объясняет он.

Однако, добавляют учёные, такое открытие предполагает, что по крайней мере в некоторых случаях эволюция позаботилась о животных и наделила их способностью сохранять свой вид при изменениях климата.

Возможно, в будущем сами черепахи начнут откладывать яйца в более прохладных местах и адаптироваться таким образом к новым условиям.

Научная статья по итогам исследования опубликована в издании Current Biology.

Ранее исследователи определили, что темп роста кровососущих миног определяет их пол, и обнаружили в геноме утконоса переключатель пола.

Чтобы всегда быть в курсе новостей науки, подписывайтесь на группы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) в социальных сетях: ВК, Facebook, Twitter, "Одноклассники". Есть мы и в Яндекс.Дзене.