"Жидкая биопсия" улучшит лечение рака молочной железы и поможет избежать ненужных операций

Исследователи придумали способ значительно улучшить лечение рака молочной железы.

Фото Global Look Press.

Новый анализ крови, выявляющий рак молочной железы, поможет избежать тысяч ненужных операций и контролировать прогрессирование опасного заболевания на его ранних стадиях.

Новый анализ крови, выявляющий рак молочной железы, поможет избежать тысяч ненужных операций и контролировать прогрессирование опасного заболевания на его ранних стадиях, заявила международная группа исследователей.

Новый метод назвали TARDIS. По словам учёных, он является своего рода "жидкой биопсией", которая позволит идентифицировать и количественно определять циркулирующую опухолевую ДНК (ctDNA) – крошечные фрагменты ДНК раковых клеток, попавшие в кровь пациента.

Разработчики отмечают, что новый метод является в сто раз более чувствительным по сравнению с другими существующими анализами крови на ctDNA.

Ключевое нововведение этого метода заключается в том, что он использует образцы опухоли каждого конкретного пациента и затем ищет последовательности ДНК, специфичные для каждого человека.

Если говорить более конкретно, то сам тест основывается на традиционной биопсии опухоли. Затем ДНК опухоли секвенируется, и специалисты применяют методы биоинформатики для выявления мутаций, которые могут присутствовать во всех раковых клетках.

При помощи TARDIS специалисты провели анализ 80 образцов крови, взятых у 33 женщин с разными стадиями развития рака молочной железы. Новый тест выявил ctDNA у каждой пациентки, до того как она начала лечение. Таким образом, учёные доказали эффективность нового анализа крови, поскольку он смог определить ctDNA даже при низких концентрациях в крови.

Как объясняют учёные, многие пациенты с ранней стадией рака молочной железы начинают лечение при помощи медикаментов, способствующих уменьшению опухоли. После этого медики назначают операцию по удалению так называемой остаточной опухоли.

Между тем примерно у 30% пациентов клетки рака не обнаруживаются, то есть первоначальная терапия была успешной, но им всё равно назначают операцию. На сегодняшний день у медиков нет возможности узнать, какие женщины нуждаются в этой процедуре, а какие нет. Новый анализ крови поможет решить этот вопрос без хирургического вмешательства.

"[TARDIS] способен изменить ситуацию. Пациенту не нужно будет проходить от шести до восьми циклов химиотерапии, от 15 до 21 недели лечения. Мы сможем применить TARDIS после одного или двух циклов, 3-6 недель. Он поможет понять, есть ли снижение циркулирующей опухолевой ДНК. Если снижения обнаружено не будет, лечение можно остановить или изменить", – говорит один из авторов исследования профессор Карлос Кальдас (Carlos Caldas) из британской организации Cancer Research UK.

Иными словами, такой тест поможет специалистам использовать образцы крови, чтобы постоянно контролировать, насколько хорошо работает терапия рака. Всё это позволит персонализировать план лечения каждого конкретного человека.

Теперь авторы работы намерены провести более масштабное исследование с участием более 200 пациентов, чтобы проверить эффективность теста и определить ту концентрацию ctDNA в крови, которая поможет специалистам определить, что дооперационное лечение было успешным.

Научная статья по итогам исследования и описание нового метода представлено в издании Science Translational Medicine.

К слову, ранее авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) рассказывали о "лазерном убийце", который выявляет и уничтожает клетки меланомы, циркулирующие в крови. Писали мы и о "калькуляторе" рака груди, который поможет медикам оценить риск развития болезни.