Ещё моложе: у новорождённых планет обнаружилась соперница

Планеты формируются из облака газа и пыли, вращающегося вокруг звезды.

Иллюстрация NASA/JPL-Caltech.

Планета была обнаружена благодаря детальному изучению скорости окружающего газа.

Иллюстрация ESO/ALMA/перевод Вести.Наука.

Планеты формируются из облака газа и пыли, вращающегося вокруг звезды.
Открыта новая система, где в облаке пыли и газа на глазах астрономов формируется планета. Небесное тело претендует на новый рекорд молодости. К тому же теперь учёные уверены, что знают, где искать целую армию подобных "младенцев".

Открыта новая система, где в облаке пыли и газа на глазах астрономов формируется планета. Небесное тело претендует на новый рекорд молодости. К тому же теперь учёные уверены, что знают, где искать целую армию таких "младенцев".

Достижение описано в научной статье, опубликованной в журнале Nature Astronomy группой во главе с Кристофом Пинте (Christophe Pinte) из Университета Монаш в Австралии.

Астрономам известно великое множество протопланетных дисков, из которых, согласно современным представлениям, зарождаются планетные системы. Тем не менее увидеть новорождённую планету удаётся крайне редко. Облако пыли и газа, из которого формируются миры, скрывает "новорождённых" от любопытных взоров. Поэтому детали этого космического ваяния до сих пор остаются предметом споров.

Наблюдения последних лет показали, что в большинстве протопланетных дисков присутствуют разные структуры: зазоры, кольца, спирали и так далее. Соблазнительно было бы связать эти детали с зарождающимися планетами, но для такого вывода ещё недавно не хватало данных.

В 2018 году группа Пинте представила доказательства того, что кольца в протопланетном диске звезды HD 163296 – след самых молодых планет в истории наблюдений. Теперь учёные проделали то же самое с другим светилом, показав, что первый результат не был ошибкой или случайностью.

"Теперь у нас есть первое прямое доказательство того, что за формирование одного из зазоров в диске пыли и газа, вращающемся вокруг молодой звезды HD 97048, ответственна молодая планета", – говорит Пинте.

HD 97048 находится в созвездии Хамелеона в 600 световых годах от Земли. Это светило в 2,5 раза массивнее Солнца, но гораздо моложе его: ему всего три миллиона лет. Солнцу, напомним, около пяти миллиардов.

Изучая протопланетный диск звезды с помощью радиотелескопа ALMA, авторы подробно картировали движение газа в нём. Результат не оставил сомнений: по крайней мере один из зазоров в диске – это борозда, оставляемая планетой в 2–3 раза тяжелее Юпитера. Она находится в 130 раз дальше от родительской звезды, чем Земля от Солнца.

Таким образом, "дитя" системы HD 97048 может отобрать у планет HD 163296 звание самых молодых. И есть надежда, что нового рекорда ждать недолго. Ведь, повторим, зазоры и другие подобные структуры обнаружены в большинстве протопланетных дисков. Астрономам не хватало только уверенности, что они действительно связаны с формированием миров.

"Наше исследование впервые показало, что зазоры, обнаруженные в [протопланетных] дисках вокруг молодых звёзд, являются признаком молодых планет", – утверждает соавтор работы Дэниел Прайс (Daniel Price), также из Университета Монаш.

Напомним, что ранее "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) писали о наноалмазах, найденных в протопланетном диске HD 97048.