Красное вино улучшает здоровье кишечника и снижает риск ожирения

Положительный эффект связан с умеренным употреблением красного вина: достаточно одного бокала в неделю или даже две.

Фото с сайта pixabay.com.

Исследователи выяснили, что красное вино благотворно влияет на разнообразие кишечных бактерий и снижает риск ряда опасных заболеваний. Но не стоит увлекаться такой "профилактикой": для достижения положительного эффекта достаточно употреблять напиток в совсем скромных количествах.

Высокое разнообразие кишечных бактерий (микробиоты) – признак здоровья кишечника. На состав микрорганизмов, обитающих в пищеварительной системе человека, влияет множество факторов, в первую очередь образ жизни и питание. Поэтому многие специалисты изучают, как употребление тех или иных продуктов сказывается на кишечной микробиоте.

Любопытные данные получили в ходе новой работы исследователи из Королевского колледжа Лондона. Они выяснили, что люди, употребляющие красное вино (в умеренных количествах), имеют более высокое разнообразие кишечных бактерий, а также более низкий уровень "плохого" холестерина и риск развития ожирения по сравнению с теми, кто не употребляет этот напиток.

В рамках этого исследования специалисты изучали влияние пива, сидра, красного и белого вина, а также более крепких спиртных напитков на кишечную микробиоту. В работе принимали участие 458 пар сестёр-близнецов (то есть всего 916 женщин).

Учёные опрашивали добровольцев об их рационе (в том числе о количестве и частоте употребления алкогольных напитков) и проводили анализы, чтобы изучить состав кишечных бактерий.

Для сравнения аналогичное исследование провели в США (с участием 904 человек) и Нидерландах (с участием 1104 человек).

В результате оказалось, что кишечная микробиота любителей красного вина отличается бо́льшим разнообразием по сравнению с микробиотой тех, кто предпочитает другие спиртные напитки.

Исследование также показало, что употребление красного вина связано с более низким риском развития ожирения и снижением уровня "плохого" холестерина. Напомним, что эти показатели зависят в том числе от состава кишечных бактерий.

Важно отметить, что эти данные были получены с учётом таких факторов как возраст, вес, тип диеты и социально-экономический статус участников.

"Хотя мы давно знаем о преимуществах [употребления] красного вина для здоровья сердца, это исследование показывает, что умеренное потребление красного вина связано и с повышением разнообразия кишечной микробиоты, что отчасти объясняет давно обсуждаемое положительное влияние [этого напитка] на здоровье", – отмечает первый автор статьи доктор Кэролайн Ле Рой (Caroline Le Roy).

Учёные напоминают, что дисбаланс "хороших" и "плохих" микробов в кишечнике может привести к неблагоприятным последствиям, таким как сбои в работе иммунной системы, увеличение веса или повышение уровня холестерина в крови. А при высоком разнообразии "хороших" кишечных бактерий снижается вероятность развития множества заболеваний, и в том числе сердечно-сосудистых (ведь лишний вес и высокий уровень холестерина – факторы риска таких недугов).

Как предполагают специалисты, положительный эффект связан с тем, что в красном вине содержится большое количество полифенолов. Эти химические соединения присутствуют во многих фруктах и овощах. Они обладают многими полезными свойствами (включая антиоксидантные) и, как правило, служат "топливом" для полезных микробов в пищеварительной системе.

Ведущий автор работы профессор Тим Спектор (Tim Spector) поясняет, что полифенолами богата кожица винограда, из которого производят красное вино. А вот в пиве, сидре и белом вине полифенолов гораздо меньше (для сравнения: красные вина содержат в среднем в шесть-семь раз больше полифенолов, чем белые.)

Исследователи подчёркивают, что новые данные, конечно, не должны становиться оправданием для бесконтрольного "профилактического" употребления спиртного. Для достижения положительного эффекта достаточно одного бокала вина один раз в неделю или даже две.

Напомним, что безопасной дозы алкоголя, очевидно, не существует вообще. Однако если человек всё же решает, как говорится, рискнуть здоровьем, то красное вино в небольших количествах – меньшее из зол, считают специалисты.

Статья по итогам этой работы принята к публикации в журнале Gastroenterology.

В дальнейшем учёные хотят провести дополнительное исследование, чтобы выяснить, как на кишечную микробиоту влияет употребление безалкогольного красного вина и сока красного винограда.

Кстати, ранее авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) писали о том, что полифенолы, содержащиеся в винограде, предотвращают болезни зубов и дёсен и могут защитить от болезни Альцгеймера.