У экзопланеты найден спутник с извергающимися вулканами?

По версии учёных, источником газообразного натрия вокруг планеты является её спутник.

Иллюстрация University of Bern, Thibaut Roger.

У раскалённой планеты WASP-49 b может быть луна, выбрасывающая в окружающий космос облака вулканических газов. Такой вывод сделали астрономы, проанализировав наблюдения загадочного мира. Если эта версия подтвердится, WASP-49 b может стать первой экзопланетой, у которой достоверно обнаружен спутник.

Научная статья с подробностями исследования принята к публикации в издание Astrophysical Journal, пока же можно ознакомиться с её препринтом.

Учёным известно более 4000 планет за пределами Солнечной системы. Но никогда ещё не удавалось со стопроцентной уверенностью установить существование у экзопланеты спутника. Есть лишь немногие наблюдения, которые указывают на существование экзолун, и все они допускают альтернативные интерпретации.

Свидетельства наличия спутника у WASP-49 b были получены удивительным образом. Учёные проанализировали окружающее планету облако вещества и пришли к выводу, что оно, скорее всего, образовано вулканическими выбросами спутника.

"Это может быть опасный вулканический мир с расплавленной поверхностью, покрытой лавой, "лунная" версия близких суперземель, таких как 55 Cancri e, – предполагает первый автор статьи Апурва Оза (Apurva Oza) из Бернского университета. – Место, где умирают джедаи, опасно знакомое Энакину Скайуокеру".

В Солнечной системе существует спутник с вулканами – знаменитая Ио, самое вулканически активное тело в Солнечной системе. Недра этой луны Юпитера разогреваются приливными силами. В результате многочисленные вулканы выбрасывают в окружающий космос облака газа.

Возможно ли, что астрономы уже наблюдают нечто подобное в системах других звёзд, но ещё не поняли, что именно они видят? Чтобы проверить эту версию, авторы проанализировали наблюдения примерно десятка экзопланет, окружённых газом из щелочных металлов.

Исследователи нашли пять кандидатов на звание обладателя "экзоио", из которых наиболее перспективный – WASP-49 b.

Это газовый гигант, расположенный в созвездии Зайца в 550 световых годах от Земли. Он так близок к своему солнцу, что делает полный оборот вокруг него менее чем за три земных дня.

Из-за этого планета постепенно испаряется, выбрасывая в окружающее пространство струи газа. Это явление называется планетным ветром (по аналогии со звёздным и солнечным ветром).

Однако, как выяснили исследователи, концентрация газообразного натрия на большом расстоянии от экзопланеты аномально велика.

"Нейтральный газообразный натрий находится так далеко от планеты, что вряд ли он может быть испущен исключительно за счёт планетного ветра", – объясняет Оза.

Расчёты убедили астрономов, что наблюдаемая картина идеально объясняется выбросами вулканически активного спутника.

"Натрий там, где и должен быть, [согласно модели "экзоио"]", – утверждает учёный.

Однако не исключены и другие объяснения. Например, газ может всё-таки происходить с планеты, но вырываться с неё не только за счёт испарения, но и благодаря каким-то дополнительным процессам.

Авторы надеются, что новые исследования внесут ясность в этот вопрос. В частности, необходимо искать вокруг WASP-49 b другие вещества, которые могут содержаться в вулканических выбросах.

К слову, ранее "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) рассказывали о том, как астрономы, предположительно, стали свидетелями образования спутников у планеты, а также о перспективах обитаемости экзолун.