Назван новый побочный эффект длительных космических полётов

Закупорка внутренней яремной вены впервые признана следствием космического полёта.

Фото Global Look Press.

Международная команда учёных выяснила, что длительное пребывание в невесомости нарушает кровоток в яремной вене человека: кровь может течь в обратном направлении или даже застаиваться, что чревато тромбозом.

Международная команда учёных выявила ещё одно опасное изменение в человеческом организме, вызванное длительным пребыванием на орбите.

Предыдущие работы показали, что почти две трети космонавтов, долгое время работавших в невесомости, испытывают проблемы со зрением. Причём нарушения сохранятся даже после возвращения на Землю. Также было известно, что в невесомости может измениться кровоток.

Поэтому в ходе новой работы научная группа сосредоточила внимание на внутренней яремной вене – самом крупном сосуде, выносящим кровь из полости черепа.

Специалисты проанализировали данные ультразвукового исследования сосудов 11 членов экипажей Международной космической станции (девяти мужчин и двух женщин), которые провели на орбите в среднем 210 дней.

Измерения на Земле проводились до запуска и через 40 дней после приземления. При этом в ходе тестов участники находились в разных положениях: сидя, лёжа на спине и с наклоном головы вниз на 15 градусов. Измерения на МКС проводились примерно на 50 и 150 день после начала экспедиций.

В итоге уже спустя 50 дней пребывания в невесомости у семи космонавтов наблюдались явные изменения. У двух из них кровоток был обратным (или ретроградным), то есть кровь текла в направлении, обратном естественному. У пяти других участников кровь во внутренней яремной вене застаивалась.

Более того, у одного из членов экипажа был обнаружен тромб, блокирующий сосуд (этот космонавт лечился антикоагулянтами до конца экспедиции). А у другого участника сгусток во внутренней яремной вене был найден уже после возвращения на Землю.

Таким образом, впервые закупорка внутренней яремной вены была признана следствием космического полёта.

Как предполагают авторы работы, такие изменения можно объяснить тем, что в невесомости органы в грудной клетке космонавтов смещались, сдавливая вену снизу.

Важно отметить, что венозный застой – крайне опасное состояние, оно может привести к летальному исходу, если тромб переместится в лёгкие.

Как известно, тромбообразованию препятствуют кроворазжижающие препараты. Но, возможно, для покорителей космоса есть ещё одно решение.

Исследователи попросили космонавтов провести дополнительный тест. На один час члены экипажа помещали нижнюю часть тела в специальный костюм, предназначенный для создания отрицательного давления в нижней части тела (это стимулирует кровоток в нижних конечностях).

Выяснилось, что такая система улучшает кровоток и в других частях тела. Это подтвердили 10 из 17 тестов. Впрочем, в двух других у испытуемых наблюдались ухудшения, а значит, потребуются дополнительные исследования, чтобы учёные могли составить для экипажей МКС рекомендации по профилактике тромбообразования.

Также авторы работы отмечают, что новые данные могут заставить медиков пересмотреть рекомендации для женщин-космонавтов относительно приёма противозачаточных таблеток. Поясним, что гормональные средства помогают подавить менструацию во время пребывания на космической станции, однако их приём повышает риск образования тромбов.

Это и дальнейшие исследования позволят разработать новые меры защиты работников орбитального форпоста и членов будущих космических экспедиций к другим мирам, заключают специалисты.

Подробнее об этой работе рассказывается в статье, представленной в журнале JAMA Network Open.

Кстати, ранее "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) сообщали о других опасностях космических путешествий: в список входят слабоумие и депрессия, кардиоболезни и пробуждение спящих вирусов. Другие любопытные изменения, происходящие в организме человека при длительном пребывании на орбите, помогло раскрыть масштабное исследование астронавтов-близнецов.