Найдены три гигантские чёрные дыры, готовые столкнуться

В центре давно изученной галактики скрывается троица сверхмассивных чёрных дыр, готовых к столкновению. Такие новости принёс астрономам самый большой в мире телескоп.

Открытие описано в научной статье, опубликованной в журнале Astronomy & Astrophysics.

Галактика NGC 6240 расположена примерно в 300 миллионах световых лет от Земли, что по меркам Вселенной довольно близко. Астрономов давно интересует её необычная форма. Изучив эту звёздную систему с помощью самых разных инструментов, исследователи пришли к выводу, что она представляет собой результат слияния двух галактик. Двигаясь со скоростью в сотни километров в секунду, две звёздные системы столкнулись и начали сливаться в единую галактику, причём этот процесс ещё не закончился. Каждая из "участниц ДТП" имела в центре сверхмассивную чёрную дыру, так что в NGC 6240 их стало две. Притянутые друг к другу гравитацией, они образовали двойную систему, обращаясь вокруг общего центра масс.

Однако теперь астрономам придётся дополнить свои представления.

"Благодаря нашим наблюдениям с чрезвычайно высоким пространственным разрешением мы смогли показать, что в центре системы взаимодействующих галактик NGC 6240 находятся не две, как предполагалось ранее, а три сверхмассивные чёрные дыры", – констатирует первый автор статьи Вольфрам Коллачны (Wolfram Kollatschny) из Гёттингенского университета.

Система чёрных дыр в центре NGC 6240 очень тесна: её размер не превышает трёх тысяч световых лет, а это меньше одного процента от размера самой галактики. Теперь исследователи обнаружили, что объект, ранее считавшийся одной из чёрных дыр в паре, сам представляет собой космический дуэт. Причём здесь расстояние между компаньонами совсем уж мало: менее 650 световых лет. При этом масса каждого из компонентов троицы превышает 90 миллионов солнц.

Систем, которые хотя бы потенциально являются тройными сверхмассивными чёрными дырами, известно чрезвычайно мало, и ещё недавно астрономы не были уверены в том, что подобные объекты вообще существуют. Новая система, как уточняют авторы, оказалась рекордно тесной среди немногочисленных известных аналогов. К слову, подобные столкновения можно будет наблюдать с помощью космического детектора гравитационных волн LISA, когда он вступит в строй.

Через несколько миллионов лет (по астрономическим меркам, совсем скоро) эти чёрные дыры столкнутся и сольются в одну.

Свои результаты учёные получили на самом большом оптическом телескопе в мире VLT. Благодаря специальному режиму работы инструмент достиг такого же разрешения (способности различать мелкие детали), как "Хаббл", но при этом для каждого получаемого пикселя записывался ещё и спектр. Спектральные данные помогли определить массы и скорости компонентов системы.

Открытие может помочь человечеству лучше понять эволюцию галактик. Этот процесс ясен лишь в общих чертах. Например, астрономы не знают, почему звёздные системы образовались настолько быстро. Согласно существующим моделям, на это должно было потребоваться куда больше времени.

Тройные столкновения могут быть частью ответа на этот вопрос. Подобные катаклизмы должны значительно ускорять эволюцию столкнувшихся галактик. Впрочем, подобные "тройные ДТП" вряд ли происходили достаточно часто, чтобы дело было только в них.

К слову, ранее "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) писали о рекордно тесной паре сверхмассивных чёрных дыр и о галактике, поедающей сразу трёх соседей.