Аватар человека: прототипом лунохода впервые управляли с МКС

Ровер оснащён манипулятором для забора проб и двумя видеокамерами.

Ровер оснащён манипулятором для забора проб и двумя видеокамерами.
Фото ESA.

Астронавт Лука Пармитано управлял ровером с борта МКС.

Астронавт Лука Пармитано управлял ровером с борта МКС.
Фото ESA.

Ровер оснащён манипулятором для забора проб и двумя видеокамерами.
Астронавт Лука Пармитано управлял ровером с борта МКС.
Астронавт впервые управлял из космоса прототипом лунохода, двигающимся по поверхности Земли. Оператор не только видел изображения с камер, но и буквально чувствовал, как ровер касался камней. Испытания системы прошли успешно.

Астронавт Европейского космического агентства (ЕКА) Лука Пармитано (Luca Parmitano) стал первым человеком, управлявшим из космоса прототипом лунохода, двигающимся по поверхности Земли. Оператор не только видел изображения с камер, но и буквально чувствовал, как ровер касался камней. Испытания системы прошли успешно.

Даже современные компьютеры не могут сравниться с человеческим мозгом в таких навыках, как управление движением по сложному ландшафту. Поэтому работа роверов значительно более эффективна, если у руля находится человек.

Дистанционное управление космическими аппаратами имеет давнюю историю. Ещё советские "Луноходы" управлялись операторами с Земли практически в реальном времени (благо радиосигнал достигает Селены чуть больше чем за секунду). Однако техника не стоит на месте, и теперь инженеры испытывают новые и более совершенные системы. Предполагается, что с их помощью астронавты смогут управлять роверами с борта лунной орбитальной станции Gateway. На разработку таких устройств и направлен проект ЕКА Meteron.

"Даже на Луне подготовка космонавта к выходу за борт занимает несколько часов, [необходимых], чтобы надеть скафандр и подготовить шлюз, – объясняет Джессика Гренуйо (Jessica Grenouilleau), руководитель проекта Meteron в группе исследовательских систем ЕКА. – Предоставляя астронавтам возможность управлять роботами в безопасности и комфорте собственной базы или орбитального космического корабля, можно достичь гораздо большего".

Поэтому ещё в 2014–2015 годах в рамках проекта Meteron был проведён эксперимент Haptics-1 по управлению наземным роботом с борта МКС. Главной задачей этого исследования был сбор информации о функционировании человеческого тела (движении рук, силе нажатия и так далее) при управлении подобным устройством. Эти сведения были нужны для проектирования максимально удобных интерфейсов.

В 2015 году состоялся следующий эксперимент под названием "Контур-2". Здесь робот под управлением космонавта уже совершал довольно сложные движения, но речь всё ещё не шла о самоходном ровере.

И, наконец, в ноябре 2019 года были проведены испытания системы Analog-1. Это четырёхколёсный ровер, оснащённый манипулятором для захвата образцов грунта. По диапазону возможных движений разработчики сравнивают эту роботизированную конечность с человеческой рукой. В целом Analog-1 имеет шесть степеней свободы.

Испытания проводились в закрытом помещении. Устройство двигалось по гладкому полу, на трёх участках которого был насыпан сыпучий грунт и лежали валуны. Астронавту предстояло провести "луноход" по заранее размеченным извилистым и узким дорожкам и собрать образцы на всех трёх площадках. К слову, при заборе проб оператор получал в реальном времени консультации экспертов-геологов.

Астронавт Лука Пармитано управлял ровером с борта МКС.

Пармитано управлял машиной с помощью специального джойстика. Он ориентировался на данные двух видеокамер и осязательные ощущения, которые обеспечивал ему интерфейс. Астронавт буквально чувствовал, как ровер касался грунта или поднимал камень. Из-за этого инженеры сравнивают устройство с механическим аватаром человека, позволяющим учёному присутствовать там, где он не может находиться телесно.

"Расширяя возможности оператора с помощью обратной связи по [прилагаемому] усилию и интуитивно понятного управления, мы можем сделать решаемыми ранее нерешаемые задачи управления роботом и открыть новые методы исследования космоса", – заключает Томас Крюгер (Thomas Krueger) из ЕКА.

Задержка связи между астронавтом и машиной была немного меньше, чем при управлении "Луноходами": 0,8 секунды. Она получалась в том числе из-за трансляции сигнала через геостационарные спутники.

Все задания были выполнены в точности по графику. Эксперты отмечают, что марсоходу, управляемому автоматикой, пришлось бы потратить недели на работу, которую Analog-1 под руководством человека выполнил за полчаса. К сожалению, с ручным управлением марсоходами придётся подождать до появления обитаемой базы на Марсе: сигнал с Земли до Красной планеты идёт слишком долго, чтобы водить роверы в реальном времени.

На следующем этапе планируется испытать Analog-1 на открытой местности, имитирующей лунный ландшафт.

К слову, ранее "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) писали об испытаниях будущих марсианских роверов в Сахаре и о проекте лунохода от компании Toyota.