Учёные оценили "вклад" России в глобальное потепление

При самом печальном сценарии к концу XXI века увеличение выбросов метана природными экосистемами может превысить поглощательные способности российских регионов.

Фото с сайта pixabay.com.

Специалисты оценили "вклад" естественных и антропогенных выбросов углекислого газа и метана с территории нашей страны в глобальное изменение климата в XXI веке. Спойлер: пока Россия является природным "донором" для планеты, но всё может измениться.

Российские исследователи оценили вклад естественных и антропогенных выбросов углекислого газа и метана в атмосферу с территории России в глобальное изменение климата в XXI веке.

В настоящее время в российских регионах поглощение CO2 наземными экосистемами замедляет глобальное потепление, а выбросы метана в атмосферу, наоборот, ускоряют его.

Согласно полученным модельным оценкам, роль общего эффекта, замедляющего потепление, будет возрастать в первой половине XXI века, а после достижения максимума к концу столетия начнёт снижаться – по-разному при различных сценариях антропогенных воздействий.

"Российские леса в прохладном климате при всех возможных сценариях антропогенных воздействий в XXI веке будут в целом поглощать углерод из атмосферы. Этим они отличаются даже от тропических лесов с [их] высокой продуктивностью, [в которых происходит] быстрое разложение органики в почве с выделением в атмосферу углеродсодержащих парниковых газов", – рассказывает глава научной группы Игорь Мохов, академик, научный руководитель Института физики атмосферы имени А. М. Обухова РАН, профессор МФТИ и МГУ.

Быстрое разложение органики в почве происходит из-за высоких температур в течение всего года и в основном в регионах, где распространены тропические леса, объясняет учёный. При этом в тех частях мира, где главенствуют таёжные экосистемы, даже заметное среднегодовое потепление не приводит к уменьшению поглощения углерода из атмосферы этими экосистемами.

В отличие от тропических лесов, в тайге изменение климатических условий сказывается в большей степени на росте продуктивности древесной растительности, чем на разложении органики. Поясним, что деревья фактически "запасают" углерод в своём организме (по мере роста ствола, кроны и корневой системы).

Важно и то, что в таёжных экосистемах в тёплые сезоны с активными биогеохимическими процессами потепление обычно меньше, чем в среднем за год, добавляет Мохов.

По словам специалистов, сейчас наша страна является "донором" для планеты. Но всё может измениться.

"Существенная площадь России покрыта вечной мерзлотой. Глобальное потепление способствует таянию ледников и мерзлоты и образованию болот с изменением условий для природного образования метана и его эмиссии в атмосферу", – поясняет Мохов.

Если не изменить ситуацию, к концу XXI века климатический эффект увеличения выбросов метана природными экосистемами может превысить поглощательные способности российских регионов, говорит Мохов.

В этом случае Россия может из природного "донора" превратиться в природного эмитента, то есть "поставщика" метана в атмосферу.

Важно отметить, что атмосфера, насыщенная парниковыми газами, становится теплоизолятором для нашей планеты. Она словно накрывает Землю тёплым одеялом (явление известно как парниковый эффект).

При этом большинство парниковых газов, к которым относятся углекислый газ, метан и прочие, имеют как природные, так и антропогенные источники.

Так, количество углекислого газа в атмосфере Земли связано с жизнедеятельностью биосферы, вулканическими выбросами, а также деятельностью человека – сжиганием ископаемого топлива и биомассы, выбросами промышленных предприятий.

Метан может образовываться биогенно, в результате жизнедеятельности микроорганизмов в анаэробных условиях – в болотах или переувлажнённых местностях.

При глобальном потеплении, с таянием ледников и мерзлоты и образованием болот, изменяется природный цикл метана и, соответственно, его эмиссии в атмосферу.

По словам авторов работы, при анализе изменений, происходящих в круговороте углерода в климатической системе Земли, и вклада в эти изменения разных регионов и стран необходимо учитывать, в частности, углеродный баланс российских лесов, влажных и других экосистем.

Это особенно актуально в связи с принятием Парижского соглашения 2015 года в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата.

Кстати, условия предыдущего международного соглашения, Киотского протокола, не учитывали особенности природных экосистем, накапливающих углерод, включая экосистемы с лесами и болотами, характерные для российских регионов.

Исследователи отмечают, что при оценке происходящих изменений в данной работе использовались разные потенциалы, характеризующие климатические последствия выбросов различных парниковых газов, в том числе отражающие совокупное влияние выбросов в течение определённого временного интервала и в конце него. От выбора показателя зависят оценки вклада относительно короткоживущих (в частности, метана) и долгоживущих (углекислого газа) атмосферных примесей.

"Важно понимать, каких потенциальных опасностей можно ожидать в будущем. И уже сейчас целесообразно стратегически оценивать новые проблемы и новые возможности не только на ближайшие десять-двадцать лет, а и на большие временные горизонты, чтобы будущие поколения не стали заложниками наших сегодняшних решений", – заключает Игорь Мохов.

Научная статья по итогам этой работы опубликована в издании Doklady Earth Sciences.

Кстати, ранее "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) рассказывали о самых пессимистичных прогнозах, связанных с изменениями климата, и о том, что глобальное потепление сделает Сибирь почти курортом.