Подсчитано, когда человечество достигнет ближайших звёзд

Уже запущенные человечеством аппараты сблизятся с другими звёздами через десятки тысяч лет.

Иллюстрация NASA/JPL-Caltech.

Послание внеземным цивилизациям, отправленное на борту Пионеров.

Иллюстрация Wikimedia Commons.

Послание внеземным цивилизациям, отправленное на борту Пионеров.
За пределы Солнечной системы вышли четыре запущенных человечеством аппарата. Когда состоятся их свидания с ближайшими звёздами? Теперь у астрономов есть ответ на этот вопрос.

За пределы Солнечной системы вышли четыре запущенных человечеством аппарата: Voyager-1 и -2 и Pioneer-10 и -11. Когда состоятся их свидания с ближайшими звёздами? Теперь у астрономов есть ответ на этот вопрос.

Достижение описано в научной статье, опубликованной в журнале Research Notes of the AAS Корином Бэйлэром-Джонсом (Coryn Bailer-Jones) из Института астрономии Общества имени Макса Планка и Давиде Фарноккьей (Davide Farnocchia) из Лаборатории реактивного движения НАСА.

Чтобы провести свои расчёты, исследователи использовали второй релиз данных космического телескопа Gaia. Он содержит трёхмерные координаты и скорости для 7,2 миллиона звезд. Эту информацию учёные дополнили данными о скоростях 222 тысяч других светил из базы данных SIMBAD.

К слову, оба автора ранее входили в группу, вычислившую, от каких звёзд мог прилететь межзвёздный объект Оумуамуа. Теперь они решали похожую задачу с другого конца: каких светил достигнет объект, запущенный из Солнечной системы?

Увы, оказалось, что у инопланетян очень мало шансов полюбоваться золотыми табличками, отправленными на борту "Вояджеров" или "Пионеров". Ни один из четырёх зондов не войдёт в систему другой звезды в ближайшие миллиарды лет. Но для каждого аппарата нашлось четыре-пять светил, к которым он подойдёт на расстояние в несколько световых лет.

Послание внеземным цивилизациям, отправленное на борту "Пионеров".

Самое тесное рандеву, которое предстоит какому-либо из этих зондов – это свидание "Пионера-10" с красным карликом HIP 117795. Он подойдёт к звезде на расстояние 0,75 светового года (для сравнения: дистанция от Солнца до ближайшей звезды – Проксимы Центавра – составляет 4,2 светового года). Встречи с HIP 117795 придётся ждать 90 тысяч лет. Сладкий миг свидания будет кратким: зонд промчится мимо со скоростью 290 километров в секунду относительно звезды.

Что же до хронологически первого сближения с другим светилом, то для трёх из четырёх аппаратов это будет уже упоминавшаяся Проксима Центавра. "Вояджер-1", "Вояджер-2" и "Пионер-11" достигнут её через 17, 20 и 18 тысячелетий, соответственно, и пройдут на расстоянии 3,5, 2,9 и 3,4 светового года.

Только у "Пионера-10" первой в графике значится звезда Ross 248, да и до неё ему придётся лететь 34 тысячи лет и удовлетвориться дистанцией в 3,4 светового года.

Заметим, что из четырёх аппаратов связь поддерживается только с "Вояджерами". Их источники энергии постепенно иссякают (42 года в пути – не шутка), и инженерам приходится изобретать нетривиальные решения, чтобы продлить их миссии ещё на несколько лет. Так что нет никакой надежды, что миссии сблизятся с другими звёздами в рабочем состоянии.

Впрочем, обесточенные зонды всё равно в течение миллионов лет смогут путешествовать в межзвёздном пространстве, где практически нет процесса эрозии. Если они не встретят на своём пути другие природные (или не очень) объекты, вероятность чего практически равна нулю, то на протяжении всего этого немыслимого по меркам человечества времени они останутся великолепными памятниками дерзаниям Homo sapiens.

К слову, ранее "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) писали о том, с какими звёздами предстоит сблизиться Солнцу, а с какими оно уже встречалось и чем это закончилось. Рассказывали мы и о дерзких проектах отправки зондов к альфе Центавра.