Упражнения в таблетках? Найден белок, способный заменить физические нагрузки

Учёные надеются, что их открытие приведёт к созданию добавок, которые могли бы заменить людям физические нагрузки.

Фото с сайта pixabay.com.

Исследователи отыскали чудо-белок, который имитирует эффект тренировок, не заставляя потеть. Это уже доказано в опытах на животных. Учёные полагают, что создание "упражнений в таблетках" – лишь вопрос времени.

Разумные физические нагрузки – от утренней зарядки до интенсивной тренировки – полезны для организма. Тем не менее далеко не все люди являются достаточно физически активными. "Ограничителями" обычно служат возраст, травмы, нехватка времени и, конечно же, банальная лень.

Но что, если бы организм мог получать ключевые преимущества для здоровья, которые дают упражнения, не прилагая для этого никаких усилий?

Это вполне реально, считают учёные из Мичиганского университета, изучающие класс белков под названием сестрины. Известно, что они накапливаются в мышцах после выполнения упражнений.

В ходе новой работы команда обнаружила, что сестрины по сути могут служить "заменителями" физических нагрузок.

На первом этапе исследователи провели эксперимент с плодовыми мухами.

Авторы поясняют: в лабораториях дрозофилы постоянно пытаются взобраться по стенкам контейнеров или вылететь из них. Поэтому специалисты разработали для своего исследования "тренажёр". Это был контейнер, который каждые 15 секунд стряхивал мух на дно. Насекомые были вынуждены вновь и вновь взбираться наверх или взлетать.

Таким образом учёные тренировали три группы мух. Насекомые из первой группы были лишены возможности продуцировать сестрин. У дрозофил из второй группы учёные, напротив, повысили экспрессию этого белка. Третья группа была контрольной.

Спустя три недели исследователи оценили способность насекомых ползать и летать в течение длительных периодов времени.

Выяснилось, что выносливость подопытных из контрольной группы улучшилась, а вот у мух, неспособных производить сестрин, – нет. Между тем дрозофилы, которые вырабатывали больше этого белка, чем обычно, на чемпионатах среди своих собратьев наверняка стали бы рекордсменами.

На следующем этапе исследователи вывели ещё одну линию плодовых мух. У них экспрессия сестрина была повышена до предела: мышцы были буквально переполнены этим белком.

Эти мухи вообще не тренировались, однако в "соревнованиях" победили обычных дрозофил. И, как и ожидалось, последующие тренировки не сказались на спортивных достижениях этих насекомых, поскольку выработка сестрина у них и так зашкаливала.

Всё это свидетельствует о том, что чудо-белок каким-то образом повышает физические возможности. И речь не только о выносливости.

Дополнительные эксперименты показали, что у мышей, неспособных производить сестрин, в ходе тренировок не сжигается жир, не улучшается дыхание и аэробная способность (она зависит от объёма кислорода, который организм в состоянии переработать, находясь в состоянии физической активности). Иными словами, если организм не производит сестрин, физические упражнения не принесут пользы.

Между тем другая работа, проведённая испанскими учёными, показала, что сестрин предотвращает атрофию мышц, находящихся без движения (это особенно важно для пациентов, которые не могут шевелить, например, загипсованными конечностями).

В дальнейшем исследователи намерены более подробно изучить механизмы действия сестрина в человеческом организме и разработать его модуляторы.

Учёные надеются, что в конечном итоге их изыскания приведут к созданию добавок, которые могли бы заменить физические нагрузки. Правда, относительно появления "упражнений в таблетках" никаких конкретных прогнозов пока нет.

Подробнее об этой работе рассказывается в статье, опубликованной в журнале Nature Communications.

Кстати, ранее учёные признали мышечную силу лекарством от старости, а людям, которые хотят поддерживать форму, посоветовали завести собаку.

Также "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) писали о пользе редких "приступов активности".