Последствия лечения антибиотиками будет устранять родственница опасных бактерий

Палочка из рода клебсиелл оказалась надёжным средством против дисбиоза после лечения антибиотиками.

Иллюстрация National Institute of Health.

В поисках средства от неприятных последствий лечения антибиотиками учёные обнаружили среди потенциально опасных бактерий неожиданного союзника.

Наше тело никогда не принадлежало только нам. Его населяет целый сонм самых разнообразных бактерий. Большинство из них необходимы нам для нормальной жизнедеятельности и сохранения здорового баланса между полезными и вредными микроорганизмами.

Недавно учёные из португальского исследовательского института Instituto Gulbenkian de Ciência и Стэнфордского университета идентифицировали бактерию, стоящую на страже этого довольно хрупкого равновесия.

Ожидается, что находка экспертов поможет решить одну из важных проблем лечения антибиотиками. Поясним, что помимо набившей оскомину устойчивости бактерий к современным препаратам, существует и другая, не менее серьёзная загвоздка.

Дело в том, что современные антибиотики не очень избирательны. Лечение ими сродни ковровым бомбардировкам, в которых гибнут как болезнетворные, так и жизненно необходимые человеку бактерии.

Итог бывает довольно печальным: при дефиците полезных обитателей нашего организма активно "расцветают" обычно безвредные, но потенциально опасные бактерии и грибки. Их бесконтрольное размножение приводит к так называемым оппортунистическим инфекциям, справиться с которыми бывает довольно сложно.

Учёных и практикующих медиков давно интересует вопрос, как избежать этого неприятного осложнения лечения антибиотиками. В новой работе португальские и американские эксперты, похоже, "напали на след" одной весьма интересной возможности.

Работая с лабораторными мышами, учёные заметили нечто любопытное. После лечения антибиотиками у части животных развились оппортунистические инфекции, а другие, по-видимому, остались совершенно здоровыми.

Эксперты начали искать причины такого "разделения". Оказалось, что у мышей, без потерь переживших терапию антибиотиками, из кишечника высеивалось гораздо больше определённых бактерий.

Эти палочки, названные Klebsiella michiganensis, относятся к роду клебсиелл, которые обычно обитают на коже, слизистых дыхательных путей и в фекалиях человека.

Интересно, что одна из родственниц "защитной" K. michiganensis весьма опасна и при некоторых условиях вызывает тяжёлые пневмонии и даже сепсис.

Эксперимент показал, что выделенная из кала мышей клебсиелла конкурирует за питательные вещества с другой условно патогенной бактерией – кишечной палочкой (Escherichia coli). Кстати, последняя, активно размножаясь после терапии антибиотиками, доставляет пациентам немало хлопот.

Оказалось, что K. michiganensis были представлены в кишечнике грызунов в гораздо меньшем количестве, чем Е. coli. Однако они гораздо активнее расщепляли питательные вещества, не давая своей конкурентке размножаться и вызывать тяжёлые заболевания.

По словам авторов работы, есть надежда, что для каждого патогена существует одна или несколько подобных безопасных для человека бактерий-конкурентов. Их применение открыло бы новые подходы в профилактике проблем, связанных с лечением антибиотиками.

Отметим, что это не первая попытка учёных привлечь одни микроорганизмы для борьбы с другими. Например, вирусы, атакующие бактерии (так называемые бактериофаги), также продемонстрировали свою эффективность против болезнетворных микробов.

Другое исследование показало, что "строгая диета" (то есть сокращение питательных веществ в кишечнике) заставляет бактерии конкурировать друг с другом за ресурсы, что тоже сдерживает чрезмерное размножение потенциально опасных микробов.

Португальско-американская команда исследователей не собирается останавливаться на достигнутом. Учёные продолжат поиск других бактерий, которые, как и K. michiganensis, ограничивают размножение патогенных микроорганизмов в кишечнике.

"Желательно, чтобы в будущем после лечения антибиотиками люди также принимали добавки для восстановления и усиления полезных свойств микробиоты. Для этого нам необходимо выявить и другие [безопасные] бактерии-конкуренты, подобные Klebsiella michiganensis", – заключает ведущий автор проведённого исследования Карина Шавьер (Karina Xavier) в пресс-релизе института.

Результаты исследований, проведённых под её руководством, опубликованы в издании Nature Microbiology.

Кстати, авторы "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) рассказывали о другом интересном исследовании, обнаружившем способность патогенов "переговариваться" между собой. Писали мы и о средневековом зелье, неожиданно оказавшимся эффективным против одной из самых опасных современных бактерий.

Будьте в курсе важнейших научных открытий, подписывайтесь на наши группы в социальных сетях: ВК, Facebook, Twitter, "Одноклассники". Есть мы и в Яндекс.Дзене.