Быстрый и ловкий: найден один из последних хищных динозавров Земли

Реконструкция облика Dineobellator notohesperus.

Иллюстрация Сергея Красовского.

Анатомическое положение найденных фрагментов скелета особи вида D. notohesperus.

Иллюстрация Jasinski et al., Scientific Reports, 2020.

D. notohesperus с детёнышами в представлении художника.

Иллюстрация Mary P. Williams.

Реконструкция облика Dineobellator notohesperus.
D. notohesperus с детёнышами в представлении художника.
Палеонтологи описали новый вид хищных динозавров. Быстрый и ловкий охотник, вероятно, справлявшийся с добычей в несколько раз больше себя, обитал на планете в период, предшествовавший вымиранию ужасных ящеров.

Достижение описано в научной статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.

Окаменелости древнего существа были обнаружены в 2008 году в США. Последующие годы ушли у учёных на то, чтобы аккуратно извлечь из земли двадцать разрозненных костей и тщательно их изучить. Из небольших фрагментов, которые мало о чём могли бы поведать неспециалисту, эксперты собрали портрет мезозойского хищника.

Прежде всего они заключили, что особь принадлежала к новому для палеонтологии виду. Ему дали название Dineobellator notohesperus, то есть "воин навахо с юго-запада". (Американские учёные часто дают новым видам названия в честь коренных обитателей мест, где были сделаны открытия.) Животное прозвали "воином" не просто так: у существа явно не было недостатка в бойцовских качествах.

Исследователи идентифицировали рептилию как представителя дромеозавридов. Это семейство небольших хищных динозавров. К нему принадлежат, например, велоцирапторы, прославившиеся благодаря "Парку юрского периода". (Впрочем, кинематографисты очень вольно передали облик этих существ и сильно преувеличили их размеры. На самом деле велоцирапторы были величиной с большую собаку).

D. notohesperus тоже не был великаном: около метра в высоту и около двух метров в длину. Но палеонтологи полагают, что стая таких охотников легко убивала жертву в несколько раз большего размера.

Кости передних конечностей говорят о том, что у хищника были сильные "руки" с крупными когтями. Возможно, ими он ловил мелкую добычу, включая птиц и небольших рептилий. Когти также могли использоваться наряду с зубами как орудие атаки на крупных животных.

D. notohesperus с детёнышами в представлении художника.

Особого внимания заслуживает хвост доисторического охотника. У большинства дромеозавридов этот орган имел "жёсткую конструкцию" и был почти неподвижным. D. notohesperus тоже, вероятно, держал хвост трубой, но в отличие от сородичей он мог им вертеть.

"Вспомните, что происходит с кошачьим хвостом во время бега, – объясняет первый автор статьи Стивен Ясинский (Steven Jasinski) из Пенсильванского университета. – Хотя сам хвост остаётся прямым, он постоянно поворачивается, когда животное меняет направление. Жёсткий хвост, который очень подвижен у основания, обеспечивает повышенную манёвренность и [возможность] изменения направления".

Другими словами, хищник, похоже, использовал хвост при беге как руль.

Выступы на костях предплечья навели палеонтологов на мысль, что здесь у динозавра располагались перья. Вообще, накапливается всё больше данных, заставляющих специалистов предполагать, что все дромеозавриды имели перья.

Также исследователи обнаружили на рёбрах "воина" следы заживших ран. Повреждения были найдены и на когтях. Возможно, причиной стали драки между особями.

Возраст останков составляет 67 миллионов лет. То есть D. notohesperus был одним из последних динозавров, обитавших на планете. Напомним, что, вопреки расхожему мнению о внезапном катастрофическом вымирании, эти рептилии покидали Землю постепенно. К моменту падения знаменитого астероида их оставались считанные виды.

К слову, ранее "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) писали о динозавре с оружием в лапах. Рассказывали мы и о том, как хищные ящеры превратились в странных насекомоядных существ.