В Подмосковье найден череп древнего буйвола

Череп европейского буйвола вида Bubalus murrensis из Лукерьино, Московская область.

Иллюстрация с сайта paleo.ru.

В ледниковые эпохи популяции теплолюбивых животных обитали на юге, в Средиземноморском регионе.

Фото Wikimedia Commons.

Когда-то в районе Коломны разгуливали буйволы, а может быть, и гиппопотамы.

Плейстоцен, окончившийся 11700 лет назад, был временем великих оледенений. Но ледниковые эпохи перемежались относительно тёплыми межледниковьями, а также включали более короткие потепления.

При потеплении многие типичные представители так называемой мамонтовой фауны (а в неё входили не только шерстистые мамонты) отступали на север и северо-восток. В это же время освободившиеся экологические ниши в центре Европе занимали такие экзотические животные как бегемоты и буйволы.

В конце среднего и позднем плейстоцене это были гиппопотамы существующего ныне вида Hippopotamus amphibius и вымерший вид европейских водяных буйволов (Bubalus murrensis). Их ископаемые останки не раз обнаруживали в долине Рейна в Германии. Также их находили во Франции, Италии и даже Нидерландах.

Учёные выделяют две главные волны миграций этих теплолюбивых околоводных видов в межледниковья среднего и позднего плейстоцена: 425–337 тысяч лет назад и 130–115 тысяч лет назад.

Все вышеперечисленные данные были достаточно давно известны палеонтологам. Однако недавно череп древнего водяного буйвола был обнаружен в запасниках музея-заповедника
"Коломенский кремль". Удивительнейшее открытие сделали учёные Палеонтологического института им. А. А. Борисяка РАН.

Как выяснили специалисты, череп ископаемого буйвола был найден в 1939 году у села Лукерьино на реке Коломенке, в четырёх километрах к западу от Коломны, и с тех пор хранился в фондах музея.

Обнаружение останков B. murrensis в двух тысячах километров к северо-востоку от основного европейского ареала этих зверей – в Московской области, под Коломной – стало настоящей неожиданностью для палеонтологов.

К тому же радиоуглеродная датировка черепа показала, что это животное обитало здесь на сто тысяч лет позже его западноевропейских родственников: около 12800 лет назад, то есть почти в самом конце плейстоцена.

Судя по состоянию черепа и зубов, он принадлежал взрослой особи пяти-шести лет.

Открытие свидетельствует о том, что буйволы попали в центральную часть Русской равнины около 14700 –12600 лет назад. Весьма вероятно, что такая миграция определялась смягчением климатических условий в этих местах. Здесь появилось много рек и озёр, а вместе с ними и соответствующих растений.

В бассейне реки Москвы в это время активно формировались торфяники, в озёрах накапливался ил. Останки водяного буйвола после смерти могли попасть в такую природную кладовую, что и обеспечило исключительную сохранность черепа, найденного в районе Лукерьино.

Это неожиданное открытие также может означать, что позднее учёные обнаружат новые останки ископаемых буйволов на Русской равнине, которые будут относиться и к более ранним глобальным потеплениям.

Статья авторов открытия вышла в издании "Доклады Российской Академии наук. Науки о жизни".

Ранее "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) сообщали об обнаружении черепа мамонта с кладом внутри.