Состав межзвёздной кометы заставил астрономов поломать голову над её происхождением

Комета Борисова стала вторым известным межзвёздным объектом, прошедшим сквозь Солнечную систему.

Фото NASA, ESA, D. Jewitt (UCLA).

Учёные обнаружили интригующую особенность химического состава межзвёздной кометы Борисова. Теперь вопрос, откуда взялась космическая гостья, предстаёт в новом свете.

Открытие описано в научной статье, опубликованной в журнале Nature Astronomy.

Напомним, что 2I/Borisov – второй в истории астрономии объект, пришедший из межзвёздного пространства и на глазах наблюдателей пересекающий Солнечную систему, чтобы никогда в неё не вернуться. Комета была обнаружена 30 августа 2019 года астрономом-любителем Геннадием Борисовым.

Первые наблюдения привели экспертов к заключению, что межзвёздная гостья очень похожа на кометы Солнечной системы. Но теперь исследователи заметили важное отличие.

Учёные наблюдали небесное тело с помощью инструментов высочайшего класса: прославленного космического телескопа "Хаббл" (с 11 декабря 2019 года по 13 января 2020 года) и радиотелескопа ALMA (15 и 16 декабря 2019 года).

Выяснилось, что объект необычайно богат монооксидом углерода (CO), также известным как угарный газ. Отношение концентраций CO/H2O более чем втрое выше, чем у любой кометы, когда-либо близко подходившей к Солнцу (в пределах 2,5 дистанции от Земли до Солнца).

О чём говорит этот факт? Возможно, наша гостья образовалась в необычно холодном месте.

Заметим, что все кометы образуются в космическом холоде и состоят в основном из льда. Но условия, в которых родилась наша нынешняя визави, суровы даже по этим меркам.

Это привело учёных к предположению, что родительская звезда 2I/Borisov – красный карлик. Это небольшие и холодные светила, сильно уступающие по светимости Солнцу (которое и само по себе далеко не гигант). Гипотеза выглядит тем более правдоподобной, что красные карлики составляют около 70% звёздного населения Галактики.

Есть и другие версии. Например, комета может быть фрагментом карликовой планеты, богатой монооксидом углерода. Такое небесное тело может встретиться и у звезды солнечного типа.

Возможно также, что ядро 2I/Borisov покрыто необычно толстой коркой, мешающей испаряться типичным "кометным" веществам – воде и циановодороду (HCN). Угарный газ более летуч, поэтому он испаряется более интенсивно.

Наконец, не исключено, что мы просто недооцениваем типичную концентрацию CO в кометах нашей собственной Солнечной системы. Хотя в это трудно поверить, ведь астрономы изучили уже сотни "хвостатых".

Сейчас комета Борисова удаляется от Солнца с головокружительной скоростью в 180 тысяч километров в час и уносит свои тайны с собой. К тому же она распадается на части, так что совсем скоро это небесное тело исчезнет из поля зрения телескопов.

Впрочем, астрономы надеются, что благодаря современным телескопам открытия межзвёздных визитёров станут регулярными.

К слову, ранее "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) писали о первом известном таком объекте – Оумуамуа, открытом в 2017 году. В частности, мы рассказывали о его химическом составе и о том, как он мог образоваться.