Биологи выяснили, почему лягушки зелёные

Учёные разгадали секрет зелёной окраски лягушек, имеющих прозрачную кожу.

Фото Santiago R. Ron.

Фото Andres E. Brunetti.

Учёные разгадали секрет зелёной окраски лягушек, имеющих прозрачную кожу.
Особый биохимический механизм придаёт тканям лягушки выраженный зелёный цвет.
Что придаёт лягушкам с почти прозрачной кожей камуфлирующий зелёный цвет? Учёные нашли ответ на этот вопрос, изучив удивительный трюк эволюции.

Достижение описано в научной статье, опубликованной в журнале PNAS.

Оттенки внутреннего мира

Человек может выбирать, состоять ему в партии зелёных или нет, но у лягушек такого выбора нет. Если у них не будет маскировочной окраски, их просто съедят. Что же придаёт этим амфибиям столь ценимый экологическими активистами цвет?

Кожа большинства видов квакушек богата специальными окрашивающими клетками – хроматофорами. Так что Иван Царевич, взяв в руки сброшенную невестой лягушачью кожу, наверняка убедился бы, что она зелёная.

Однако существуют сотни видов лягушек, кожа которых бедна хроматофорами и почти прозрачна. То есть квакающая царевна могла бы предстать перед женихом и в полупрозрачном одеянии (но это была бы уже не детская сказка).

Правда, лягушку с прозрачной кожей Иванушке трудно было бы обнаружить в родном болоте. Зато их много в лесах Южной Америки, Юго-Восточной Азии и Мадагаскара.

Эти тропические амфибии буквально зелены внутри. У них бесцветная кожа, зато мягкие ткани, лимфатическая жидкость и даже кости ярко окрашены. Но чем?

Позеленевшие от яда

Специалисты давно знают, что в зелёных тканях лягушек в огромных концентрациях присутствует биливердин. Это зеленоватый пигмент, входящий в состав желчи и образующийся при распаде гемоглобина. Характерный зеленоватый оттенок некоторых синяков связан именно с его присутствием.

Казалось бы, это и есть ответ: биливердин и придаёт тканям необычную окраску. Однако не всё так просто.

Во-первых, биливердин сам по себе скорее слегка зеленоватый, нежели ярко-зелёный. Как в таком случае ткани, богатые этим веществом, получают свою насыщенную окраску?

Во-вторых, этот пигмент при попадании в кровь и ткани оказывает токсические эффекты. Поэтому организм большинства позвоночных (в том числе и человеческий) устроен так, чтобы биливердин в нём не накапливался. Разве что при заболеваниях печени наблюдается повышенная (и опасная) концентрация этого соединения в тканях.

Но в зелёных тканях лягушек содержание биливердина вчетверо больше, чем у человека даже при самых тяжёлых патологиях печени, и в двести раз больше, чем у квакушек, окрашенных хроматофорами. Как амфибии выживают при такой концентрации ядовитого вещества в своих организмах?

Перекрасить и обезвредить

Чтобы ответить на эти вопросы, биологи подробно изучили состав окрашенных тканей древесной лягушки вида Boana punctata, обитающей в Южной Америке.

Учёные обнаружили у животного особый белок, который они назвали биливердин-связывающим серпином (БСС). Связываясь с молекулой биливердина, БСС меняет её форму. В результате меняется длина волны отражаемого молекулой света, и биливердин становится голубовато-зелёным. Этот цвет накладывается на жёлтую окраску, которую придают тканям некоторые другие пигменты, и в итоге получается тот самый "лягушачий" зелёный.

По-видимому, БСС меняет и химические свойства биливердина, делая его менее ядовитым. Это и позволяет амфибиям выдерживать невиданные концентрации опасного вещества, беззаботно квакая.

Интересно, что эволюция повторяла это своё изобретение снова и снова. По подсчётам авторов научной статьи в эволюционной истории лягушек БСС независимо возникал более 40 раз в 11 различных семействах.

К слову, ранее Вести.Ru рассказывали о том, как некоторые лягушки редактируют собственный геном. Также мы сообщали о квакающих созданиях, некогда населявших Антарктиду.