Стирание воспоминаний вылечило животных от наркозависимости

Unsplash

Учёные выяснили, что с наркоманией можно бороться, если взять под контроль воспоминания.

Иллюстрация Wikimedia Commons.

Нейробиологи вылечили подопытных мышей от наркозависимости, заблокировав в их мозге воспоминания, связанные с наркотиком. Подобная тактика лечения в перспективе может быть применена и к людям.

Достижение описано в научной статье, опубликованной в журнале Neuron.

Мозг требует от нас избегать боли и стремиться к удовольствию. Это древний и невероятно мощный поведенческий механизм. Он выпестован и закреплён естественным отбором, поскольку обычно нам приносят удовольствие вещи, полезные для выживания и размножения, такие как комфорт, безопасность, еда, сон, секс.

Но, к сожалению, человечество изобрело наркотики. Даже секс не приносит человеку такого сильного наслаждения, как опиаты. Мозг наркомана запоминает этот опыт и стремится его повторить. В итоге на гибельный путь человека толкают психические силы, которые древнее сознания и воли.

Сумевшие вырваться из объятий белой смерти говорят, что не бывает бывших зависимых. Бывают те, кто каждый день снова и снова принимает решение не делать этого сегодня. Зачастую человек рано или поздно устаёт бороться с собой. Отсюда самая большая проблема в борьбе с опиоидной наркоманией – рецидивы.

Но что, если бы наркоман мог просто забыть наслаждение, которое доставлял ему наркотик? Похоже, сейчас учёные добились именно этого. Правда, пока только в опытах на мышах.

В распоряжении биологов были генетически модифицированные животные, активность нейронов которых можно отслеживать и управлять ею с помощью методов оптогенетики.

Исследователи предоставляли грызунам выбор: оказаться в одной из двух частей камеры, различающихся на вид и на ощупь. В первой из них животным делали инъекцию физиологического раствора (проще говоря, подсоленной воды), а во второй – морфия. Неудивительно, что уже на пятый день мыши уверенно направлялись в ту часть камеры, что сулила им удовольствие.

Экспериментаторы нашли в мозге подопытных грызунов нейронную сеть, в которой хранилось "воспоминание о наркотике". Для этого биологи поместили страдающих от абстиненции ("ломки") животных в камеру, в которой они обычно получали наркотик. При этом учёные внимательно следили за активностью нейронов, которые, как было доказано в предыдущих исследованиях, связаны с развитием зависимости.

Ключевым элементом памяти о морфине оказался путь, соединяющий паравентрикулярное ядро таламуса с центральным ядром миндалевидного тела.

На следующем этапе работы биологи временно заблокировали эту цепочку нейронов. Тогда мыши перестали уверенно выбирать "морфиновую" часть камеры.

После этого работоспособность нервного пути была восстановлена учёными. Но, к удивлению экспериментаторов, животные продолжали "наобум" выбирать, какая часть камеры им больше нравится.

Спустя две недели грызуны всё ещё не вспомнили, что где-то здесь с ними происходило нечто приятное. Даже повторное введение наркотика не активировало этих воспоминаний, как будто они полностью стёрлись.

"Мы не изучали временные точки более двух недель, – рассказывает глава исследовательской группы Сяокэ Чэнь (Xiaoke Chen) из Стэнфордского университета. – Но мы думаем, что весьма вероятно, что воспоминание [о наркотике] исчезло".

Сама собой напрашивается мысль, что таким образом можно лечить наркозависимых. Конечно, в распоряжении врачей не будет генетически модифицированных людей, нейронами которых можно управлять с помощью оптогенетики. Но учёные предполагают, что её могла бы заменить стимуляция нейронов с помощью электродов – метод, порой применяемый, например, для борьбы с болезнью Паркинсона.

Разумеется, эффективность и безопасность подобного лечения ещё только предстоит проверить. Однако сама такая возможность очень обнадёживает: основанный на данном открытии метод мог бы спасти от мучительной гибели не одну человеческую жизнь.

К слову, ранее Вести.Ru рассказывали о том, что сахар воздействует на мозг подобно наркотикам. Писали мы и об обезболивающем, которое может заменить опасные опиаты.