Mendeleev Communications: лекарства от алкоголизма и рака эффективны в борьбе с ковидом

Лекарство от алкоголизма способно блокировать размножение короравируса, полагают учёные

Иллюстрация Pixabay

Фото Pixabay.

Достижение российских химиков может помочь в борьбе с пандемией COVID-19.
Российские учёные выяснили, что препараты, применяющиеся против алкоголизма и онкологических заболеваний, могут эффективно противостоять коронавирусу SARS-CoV-2.

Достижение описано в научной статье, опубликованной в журнале Mendeleev Communications исследователями из Высшей школы экономики (ВШЭ) и Института органической химии им. Н.Д. Зелинского РАН.

Чтобы экспериментально показать безопасность совершенно нового лекарства, требуется от четырёх до семи лет. Между тем пандемия COVID-19 свирепствует уже сейчас. Поэтому врачи ищут средство от коронавируса среди препаратов, которые уже применяются при лечении других недугов (ведь их безопасность уже подтверждена).

До сих пор такой поиск осуществлялся практически вслепую. Но теперь российские химики предприняли масштабные расчёты на суперкомпьютере, чтобы отыскать действенный препарат.

Учёные избрали мишенью белок Mpro, совершенно необходимый для размножения патогена. Он одинаков у разных штаммов SARS-CoV-2. Это значит, что мутации в гене, кодирующем этот белок, смертельны для вируса. Поэтому, какие бы новые штаммы не появились в будущем, белок Mpro останется прежним, и нацеленное на него лекарство всё так же будет работать. Такие консервативные белки представляют собой уязвимое место коронавируса.

Обычно исследователи ищут вещество, которое способно соединиться с активным центром белка (то есть с участком молекулы, который выполняет биохимическую функцию этого белка). Молекула лекарства "пристыковывается" к активному центру и блокирует его. Этот подход называется докингом (от английского docking – "стыковка").

Активный центр белка Mpro известен, но нет никаких гарантий, что он у него один. У белков могут быть десятки и сотни активных центров. Поэтому обычный докинг не всегда оказывается эффективным.

В связи с этим авторы подбирали нужное вещество своим собственным новым методом, который они назвали методом докинга по поверхности. Это означает, что компьютер искал перспективные "места для стыковки" по всей поверхности молекулы белка, а не только в известном активном центре.

Конечно, такой подход требует огромной вычислительной мощности. Поэтому учёные использовали суперкомпьютер ВШЭ.

Достижение российских химиков может помочь в борьбе с пандемией COVID-19.

Перебрав множество известных лекарств, исследователи остановились на двух препаратах. Первый – это дисульфирам, который используется для лечения алкоголизма. Он нарушает нормальный метаболизм алкоголя, вызывая даже у слегка "принявшего на грудь" человека сильную тошноту, рвоту и крайне неприятные ощущения. В результате у человека вырабатывается стойкое отвращение к спиртному. Второе лекарство – нератиниб, недавно одобренный для терапии рака молочной железы.

Предыдущие исследования in vitro ("в пробирке") показали, что дисульфирам успешно борется с коронавирусами SARS-CoV и MERS, родственными виновнику нынешней пандемии.

Кроме того, результаты химических экспериментов свидетельствуют, что этот препарат успешно блокирует белок Mpro. А вот нератиниб оказался в этом отношении недостаточно эффективным.

Впрочем, окончательные выводы можно будет сделать только по результатам клинических испытаний, которые стартуют 1 сентября 2020 года.

Между прочим, параллельно и независимо от российской команды к выводу об эффективности дисульфирама пришли китайские учёные. Они завершили своё исследование несколько раньше и первыми послали статью в журнал Nature (предполагается, что она выйдет уже в этом месяце).

Если эффективность этого препарата подтвердится, он может стать мощным подспорьем в борьбе с пандемией. А быть может, при этом несколько уменьшится и тяга населения к алкоголю.

Тем временем российские химики собираются использовать свой метод "докинга по поверхности" для разработки лекарства против недавно обнаруженного вируса, который угрожает человечеству новой пандемией.

К слову, ранее Вести.Ru рассказывали о первом российском препарате от коронавируса SARS-CoV-2.