Крупнейший в Европе солнечный телескоп разглядел светило в невероятных подробностях

Уникальные качества телескопа должны помочь разгадать загадки Солнца.

Фото KIS.

Модернизация инструмента заметно улучшила и без того высокое качество наблюдений.

Фото L. Kleint, KIS.

Уникальные качества телескопа должны помочь разгадать загадки Солнца.

Крупнейший в Европе солнечный телескоп GREGOR вступил в строй после модернизации и уже получил снимки, от которых захватывает дух. Такая детализация позволила бы увидеть тонкую иглу с километровой дистанции. Обновлённый инструмент поможет учёным разобраться во многих загадках звезды по имени Солнце.

Подробности обновления телескопа описаны в научной статье, опубликованной в журнале Astronomy & Astrophysics.

Телескоп GREGOR находится на острове Тенерифе. Это крупнейший в Европе (и один из самых крупных в мире) инструмент, предназначенный для изучения Солнца. Его главное зеркало имеет диаметр 1,5 метра.

Телескоп вступил в строй в 2012 году. В 2018 году он был остановлен на модернизацию.

"Это был очень увлекательный, но и чрезвычайно сложный проект. Всего за один год мы полностью переработали оптику, механику и электронику, чтобы добиться наилучшего качества изображения", – рассказывает первый автор статьи Люсия Кляйнт (Lucia Kleint) из Института физики Солнца имени Лейбница.

В оптическую систему были добавлены новые детали, изготовленные невероятно тщательно. Например, два новых зеркала отполированы с точностью до шести нанометров (!). В результате "зрение" телескопа заметно улучшилось.

Эпидемия COVID-19 задержала начало наблюдений, но в июле 2020 года были получены первые снимки на обновлённом инструменте.

Модернизированный телескоп различает на Солнце структуры размером в 50 километров. Для сравнения: дистанция до светила составляет 150 миллионов (!) километров. Такая способность видеть мелкие детали позволила бы обнаружить тонкую иглу с километрового расстояния.

Разумеется, астрономы охотятся не за иглами. Их интересуют тонкие и переменчивые структуры на поверхности светила: грануляция, пятна, факелы и так далее.

Напомним, что список неразгаданных загадок звезды по имени Солнце впечатляет. Здесь и природа 11-летнего цикла активности (а также отступлений от него), и механизм нагрева короны, и движущая сила выбросов корональной массы, и многое другое. Тщательное изучение светила с помощью обновлённого телескопа поможет проникнуть в его тайны.

К слову, ранее Вести.Ru рассказывали о самых подробных снимках Солнца, сделанных с Земли и из космоса. Писали мы и о зонде, который рекордно близко подобрался к нашей звезде.