Тема:

Коронавирус 1 день назад

Ополаскиватели для рта могут уничтожать коронавирус

Полоскание рта распространёнными средствами может уничтожать коронавирусы.

Фото Global Look Press.

Обычные ополаскиватели для рта потенциально могут сильно снизить количество вирусных частиц на слизистых оболочках.

Фото Wikimedia Commons.

Полоскание рта распространёнными средствами может уничтожать коронавирусы.
В борьбе с коронавирусом могут быть эффективны обычные ополаскиватели для рта. Таковы результаты предварительных экспериментов.

Обычные средства для полоскания рта могут уничтожать коронавирус. К такому выводу пришли учёные после экспериментов на человеческих клетках. Ополаскивание рта, конечно, не сможет заменить собой ношение маски, социальное дистанцирование и прочие меры предосторожности, но, возможно, сделает защиту от вируса более эффективной.

Подробности изложены в научной статье, опубликованной в издании Journal of Medical Virology.

Ополаскивание рта – распространённая процедура. Средства для неё отпускаются в аптеках без рецепта. Между тем известно, что респираторные вирусы чаще всего проникают в организм именно через полости носа и рта. Это относится и к коронавирусу SARS-CoV-2, вызывающему заболевание COVID-19.

"Пока мы ждём разработки вакцины, необходимы методы снижения передачи [вируса], – констатирует первый автор статьи Крэйг Мейерс (Craig Meyers) из Медицинского колледжа Пенсильвании. – Продукты, которые мы тестировали, легкодоступны и уже являются частью повседневной жизни многих людей".

Учёные протестировали несколько марок ополаскивателей для рта, 1%-ный раствор детского шампуня (он часто используется в США для промывания носовых пазух), подсоленную воду для процедуры джала нети (промывание носа, практикующееся индийскими йогами) и медицинские средства для ополаскивания рта, содержащие перекись водорода.

Подчеркнём, что объектом экспериментов стал не сам опасный SARS-CoV-2, а более безобидный коронавирус человека. Разумеется, все коронавирусы, способные заражать людей, находятся в тесном родстве друг с другом. В связи с этим исследователи надеются, что их выводы будут справедливы и в отношении виновника нынешней пандемии. Однако это ещё предстоит подтвердить в последующих экспериментах. Ведь по данным некоторых исследований этот патоген необычайно хорошо защищён от воздействий внешней среды.

Авторы добавляли тестируемые гигиенические средства в воду, содержащую частицы подопытного коронавируса. Веществу позволяли воздействовать на вирус в течение 30 секунд, одной минуты или двух минут. После этого раствор сильно разбавляли, чтобы предотвратить дальнейшее уничтожение вируса.

Этим разбавленным раствором учёные обрабатывали живые человеческие клетки, культивируемые "в пробирке". Сохранившиеся в жидкости вирусы заражали эти клетки и со временем убивали их.

Ясно, что чем больше вирусных частиц осталось в воде после дезинфекции ополаскивающими средствами, тем активнее вирус заражал клетки и размножался в них. А значит, тем большее число клеток в итоге погибло.

Биологи подсчитывали число клеток, всё ещё живых спустя несколько дней контакта с раствором. Оно и стало мерилом эффективности "противовирусных средств с полочки в ванной".

Выяснилось, что 1%-ному раствору детского шампуня требуется две минуты, чтобы убить более 99,9% вирусных частиц. Некоторые ополаскиватели для рта справились с этой задачей ещё быстрее: за 30 секунд.

Теперь исследователи намерены провести клинические испытания методики. Планируется, что пациенты, которым поставлен диагноз COVID-19, будут ополаскивать рот и/или нос. Специальные тесты покажут, уничтожает ли эта процедура коронавирус SARS-CoV-2 на слизистых оболочках добровольцев.

Если метод докажет свою эффективность, он может быть рекомендован и использован как средство против распространения COVID-19. Прежде всего это касается заболевших людей, которые стремятся снизить вирусную нагрузку на членов своей семьи.

"Люди с положительным результатом теста на COVID-19, возвращающиеся домой на карантин, могут передать вирус тем, с кем живут", – отмечает Мейерс.

Подчеркнём, что полоскание рта в любом случае не сделает носителя инфекции полностью безопасным для окружающих. При положительном тесте на COVID-19 следует максимально изолироваться от любых социальных контактов. Но с некоторыми людьми мы попросту живём под одной крышей. И если так, можно попытаться защитить их от непредсказуемой в своём течении болезни хотя бы таким образом.

Нужно ли ополаскивать рот специальными средствами тому, кто ещё не заболел и стремится и дальше оставаться здоровым? Эффективность такой процедуры ещё не доказана, но вреда от неё точно не будет (если, конечно, соблюдать инструкцию к ополаскивателям, а не лить в рот перекись водорода прямо из пузырька).

Однако и в этом случае специалисты не рекомендуют отказываться от ношения маски (ранее Вести.Ru рассказывали о том, какие маски лучше защищают от инфекции). Также следует соблюдать социальную дистанцию. К слову, многие вирусологи полагают, что она должна быть куда больше стандартных полутора метров.