В 2021 году на Луне пройдёт гонка машин под управлением школьников

Возможно, в 2021 году состоится первая гонка роверов на Луне.

Возможно, в 2021 году состоится первая гонка роверов на Луне.
Иллюстрация Frank Stephenson/Moon Mark/John Fowler (CC BY 2.0).

В разработке дизайна будущих роверов примут участие школьники.

В разработке дизайна будущих роверов примут участие школьники.
Иллюстрация Moon Mark.

Возможно, в 2021 году состоится первая гонка роверов на Луне.
В разработке дизайна будущих роверов примут участие школьники.

В 2021 году на поверхности Луны пройдёт гонка дистанционно управляемых роверов. При этом разработкой этих машин займутся знаменитый автодизайнер Фрэнк Стивенсон (Frank Stephenson), работавший с BMW, Ferrari и другими китами автомобильного бизнеса, и… школьники. Такое удивительное заявление сделали представители проекта Moon Mark.

Расскажем обо всём по порядку. На 11 октября 2021 года запланирован запуск аппарата Nova-C, разработанного компанией Intuitive Machines. Планируется, что этот зонд мягко сядет на поверхность Селены в Океане Бурь.

В случае успеха это будет первый мягко прилунившийся зонд, разработанный и изготовленный частной компанией (впрочем, не на частные деньги).

Nova-C способен доставить на Луну до ста килограммов полезной нагрузки. Большая её часть – это научные инструменты NASA, которое и профинансировало проект. К слову, на создание и запуск аппарата NASA выделило 77 миллионов долларов США. Однако в контракте оговорён некоторый лимит полезной нагрузки, который компания Intuitive Machines вправе потратить по своему усмотрению.

И восемь килограммов из этого лимита будет отведено… гоночным роверам от компании Moon Mark. Каждая машина будет весить 2,5 килограмма, и ещё три килограмма – система по их развёртывания на поверхности Селены.

Это очень экстравагантное решение (хотя чем оно хуже отправки автомобиля в межпланетное путешествие Илоном Маском?).

Напомним, что за последние 40 лет было сделано всего пять попыток мягкой посадки на Луну. Из них две (израильская и индийская) окончились неудачей. А теперь выясняется, что 8% места на летящем на Селену аппарате (а стоимость этих 8%, исходя из бюджета проекта, составит более шести миллионов долларов США) будет потрачено на развлечение для детей.

В этом месте любой учёный, десятилетиями мечтавший доставить на Луну своё устройство для тех или иных научных изысканий, мог бы начать биться головой о стену.

В разработке дизайна будущих роверов примут участие школьники.
Иллюстрация Moon Mark.

Но у разработчиков проекта свои резоны. Гонка привлечёт к освоению космоса внимание общества, и прежде всего подрастающего поколения. А ведь это будущие астрономы, инженеры, предприниматели, а ещё избиратели и даже политики. Если нынешние дети загорятся мечтой об исследовании Вселенной, а затем пронесут её в сердце в свою взрослую жизнь, то эти $6000000 (кстати, не такая уж большая сумма по меркам современной космонавтики) окажутся не безрассудной тратой, а очень выгодной инвестицией в будущее человечества.

Как же будет выглядеть этот проект на практике? Гонки по лунной поверхности станут главным призом конкурса Moon Mark's Mission 1, в котором будет участвовать шесть команд старшеклассников. Школьники будут соревноваться в гонках на дронах, разработке проектов космических миссий и других увлекательных вещах.

Две команды-победительницы получат право управлять гоночными луноходами (разумеется, с Земли). Но для начала они примут участие в их разработке. Разумеется, ходовую часть, управление и другие важные системы спроектируют специалисты.

Доподлинно известно, что школьники будут прорабатывать дизайн кузова (здесь им и поможет знаменитый Фрэнк Стивенсон). Это тоже задача не из лёгких. Ведь кузов должен защищать аппарат от повреждения при авариях и спасать его от вездесущей лунной пыли. Кроме того, при его разработке нужно учитывать распределение массы и многие другие технические параметры.

Прототипом гоночных лунных роверов послужит проект MAPP от компании Lunar Outpost (подробнее он освещён в видеоролике ниже). Правда, концепцию придётся доработать, ибо аппараты MAPP весят 10 килограммов и движутся со скоростью всего 360 метров в час, что отнюдь не головокружительно.

Заметим, что реальный темп гонок – это отдельный вопрос. Скорость будущих роверов пока не озвучивается. Однако радиосигналу требуется 1,3 секунды, чтобы достичь Луны, и столько же, чтобы вернуться обратно. Вряд ли таким образом можно в реальном времени управлять чем-нибудь по-настоящему быстрым.

Маршрут будущих гонок пока тоже лишь предстоит проложить.

"Есть трасса, которую проектирует Герман Тильке, который спроектировал все последние трассы "Формулы-1" по всему миру", – утверждает Стивенсон в материале New Atlas.

Разумеется, трасса не будет никак отмечена на поверхности Луны. Возможно, маршрут будет показан в виде линии на экранах, по которым юные операторы будут следить за передвижением своих машин.

В любом случае праздник технической мысли будет недолгим. Аппарат Nova-C не оснащён обогревателями, а значит, срок работы всей его полезной нагрузки – один лунный день (около двух земных недель).

К слову, ранее Вести.Ru рассказывали о прототипе лунохода, управляемом с МКС.