Тема:

Коронавирус 1 неделя назад

Коронавирус может остаться в организме людей навсегда

Новая пугающая особенность коронавируса: он способен встраивать в хромосомы человека собственный генетический материал. Значит ли это, что, однажды попав в организм, SARS-CoV-2 остается там навсегда? И какие это может иметь последствия?

Ученые обнаружили новую пугающую особенность коронавируса. Оказалось, что он способен встраивать в хромосомы человека собственный генетический материал. Значит ли это, что, однажды попав в организм, SARS-CoV-2 остается там навсегда, и какие это может иметь последствия?

Коронавирус COVID-19 обладает способностью встраивать свой генетический материал в хромосомы человека. К такому выводу пришли ученые Института биомедицинских исследований Массачусетского технологического института. Им удалось провести эксперимент, в ходе которого части РНК коронавируса преобразовались в ДНК и интегрировались в хромосомы.

Несмотря на то, что работа была проделана в лабораторных условиях, авторы исследования считают, что такие же процессы запускаются в организме человека. Вероятно, именно следы коронавируса в геноме у переболевших ковидом становятся причиной положительных результатов ПЦР-теста даже после выздоровления.

"Данное исследование не является, грубо говоря, клиническим. Оно является фундаментальным молекулярно-биологическим, которое показывает путь и механизм возникновения ложноположительных результатов при, казалось бы, невероятном стечении обстоятельств, когда этот вирус при помощи эндогенных ретротранспозонов получает недостающие ему ферменты для реализации механизма встраивания в геном", – говорит специалист по молекулярной генетике, кандидат биологических наук Дмитрий Квон.

Результаты исследования на страницах журнала Science прокомментировал и Дэвид Балтимор – американский биохимик, получивший Нобелевскую премию за открытие обратной транскриптазы. Он назвал работу "впечатляющей и неожиданной".

Однако именитый ученый подчеркнул, что, судя по всему, вирус, встроившись в хромосомы, перестает размножаться, и с биологической точки зрения для него это смерть. Также пока не ясно, умирают ли в человеческом организме клетки, где произошел процесс обратной транскрипции, или же они продолжают жить.

"Это процесс, который эволюционно исторически происходил с геном любого многоклеточного эукариотического организма всегда. Всегда встраиваются какие-то вирусы – эндогенные либо искусственно вторично эндогенные при стечении обстоятельств, – и мы несем следы этих инфекций в геноме на протяжение тысяч и десятков тысяч поколений в течение глобального эволюционного процесса", – говорит Дмитрий Квон.

Человеческий геном содержит около 98 тысяч последовательностей ДНК древних вирусов. Многие из них сыграли важную роль в эволюции людей. Чем чревата способность коронавируса встраиваться в хромосомы человека, на данный момент сказать сложно. Вполне возможно, что таким образом человечество получит коллективный иммунитет на уровне генома. А это, в свою очередь, обеспечит популяционную устойчивость к коронавирусу в целом.