Тема:

Психология 1 месяц назад

Учёные показали, как мужчинам стать смелее

Комната, которую видели перед собой испытуемые в виртуальной реальности.

Комната, которую видели перед собой испытуемые в виртуальной реальности.
Иллюстрация Kleinlogel et al./ PLOS ONE (2021).

Испытуемые наблюдали за своими двойниками как бы из-за дверей аудитории. Это позволяло им не обращать слишком много внимания на их внешность и голос, а лишь наблюдать за движениями "доппельгангеров".

Испытуемые наблюдали за своими двойниками как бы из-за дверей аудитории. Это позволяло им не обращать слишком много внимания на их внешность и голос, а лишь наблюдать за движениями "доппельгангеров".
Иллюстрация Kleinlogel et al./ PLOS ONE (2021).

Так выглядел двойник одной из участниц эксперимента.

Так выглядел двойник одной из участниц эксперимента.
Иллюстрация Kleinlogel et al./ PLOS ONE (2021).

Комната, которую видели перед собой испытуемые в виртуальной реальности.
Испытуемые наблюдали за своими двойниками как бы из-за дверей аудитории. Это позволяло им не обращать слишком много внимания на их внешность и голос, а лишь наблюдать за движениями "доппельгангеров".
Так выглядел двойник одной из участниц эксперимента.

Учёные из Швейцарии обнаружили интересную закономерность: мужчины ведут себя смелее после того, как увидят поступки уверенного в себе… двойника. Это показал эксперимент, проведённый в виртуальной реальности.

Самые важные моменты нашей жизни включают взаимодействие с другими людьми. Будь то приём на работу, общение с близкими, разговор с начальством или новое знакомство. При этом на результат этого взаимодействия часто влияет наша способность правильно себя преподнести.

Эта способность, в свою очередь, связана с самооценкой. Хотя в расчёт нужно брать и множество других социальных навыков, например, умение подстраиваться под окружение или правильное понимание эмоций собеседника.

Учёные решили выяснить, что может улучшить презентацию неуверенных в себе ораторов. Они отобрали 76 студентов, которые практически не имели опыта публичных выступлений, но хотели улучшить свои ораторские навыки.

Авторы работы, опубликованной в издании PLOS ONE,сделали ставку на ролевую модель – некого идеала поведения, который сможет "вдохновить" участников на более смелое и яркое выступление.

Для этого они создали в виртуальной реальности "доппельгангеров", или двойников испытуемых – виртуальные образы, обладающие фотографическим сходством с участниками эксперимента. Также они создали образы незнакомых испытуемым людей – так называемые аватары. Кстати, все выступления тоже проходили перед виртуальной публикой (технологии всё больше облегчают проведение такого рода исследований).

Так выглядел двойник одной из участниц эксперимента.

Участники были поставлены в следующие условия: все они должны были выступить в виртуальной реальности перед большой аудиторией с речью о стоимости обучения. Такую тему учёные выбрали специально, чтобы она была близка всем добровольцам.

Чтобы уравнять качество выступлений, студентам на выбор предложили несколько готовых аргументов, которые они могли использовать в своей презентации. Каждому также объяснили основные правила успешного выступления.

После того как участники выступили, половину из них "познакомили" с их двойниками, а половину – с аватарами незнакомцев.

Затем испытуемые снова погружались в виртуальную реальность, чтобы "подсмотреть" из-за дверей как ведут себя виртуальные персонажи. Те же демонстрировали все признаки уверенности в себе, их выступление можно было назвать эффектным.

После реальные участники должны были вновь выступить перед аудиторией и повторить свою речь.

Испытуемые наблюдали за своими двойниками как бы из-за дверей аудитории. Это позволяло им не обращать слишком много внимания на их внешность и голос, а лишь наблюдать за движениями "доппельгангеров".

Учёные ориентировались на язык тела – движения и позы участников, чтобы оценить качество их выступлений. Кроме этого, они оценивали степень уверенности в себе, которую участники выражали в письменных тестах. Также каждый из них рассказывал, насколько он ассоциирует себя с виртуальным двойником.

В результате учёные получили такую картину: мужчины, которые в начале эксперимента показали неуверенность в себе, выступали заметно лучше после просмотра выступления своего двойника. При этом ни мужчины с более высокой самооценкой, ни женщины-участницы эксперимента, и, как предполагалось, никто из тех, кто наблюдал за чужим аватаром, не показали значительных изменений в том, как они презентовали себя перед публикой во второй раз.

Получается, что данная методика может быть использована для преодоления страха публичных выступлений. Но она работает не для всех: женщинам и обладателям высокой самооценки ещё предстоит найти способ "прокачки" этого социального навыка.

Напомним, ранее Вести.Ru писали о том, как Facebook пытается спасти самооценку своих пользователей, а также о том, почему люди не соревнуются с роботами.