Тема:

Мозг человека и животных 7 месяцев назад

Темнота заставляет наш мозг работать иначе

У многих людей в темноте обостряется иррациональное чувство страха.

Фото Pixabay.

Исследователи выяснили, что происходит с мозгом, если человека даже на короткое время оставить в темноте.

Страх темноты, или никтофобия, считается самой распространённой фобией в мире. Людям с таким страхом может казаться, что кроме них ночью в доме кто-то есть, а окружающие предметы могут принимать зловещие очертания в полумраке…

Что это за фобия? Откуда она берёт начало? Исследователи из Австралии решили разобраться в этом вопросе подробнее и обнаружили механизм в мозгу, который может объяснить иррациональные реакции многих людей, находящихся в темноте.

Учёные проанализировали результаты функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) 23 человек. Исследование работы мозга проводилось при умеренном (100 люкс) и слабом (10 люкс) освещении, а также при полном отсутствии света (менее 1 люкс). Периоды разной освещённости длились 30 секунд. Всего же участники исследования провели в аппарате МРТ примерно по полчаса.

Оказалось, что умеренное освещение вызывало резкое снижение активности в миндалевидном теле. Эта область мозга играет ключевую роль в формировании эмоций, в частности страха.

В то же время слабое освещение способствовало лишь небольшому снижению активности этой области мозга по сравнению с умеренным.

В сравнении с периодом темноты, при включённом свете (как умеренном, так и тусклом) у участников исследования повышалась "функциональная связь" между миндалевидным телом и вентромедиальной префронтальной корой, которая связана с обработкой эмоциональных реакций человека.

Другими словами, хорошее освещение способствует рациональной обработке эмоций, которые испытывает человек. Даже если человек будет испытывать страх и нервозность, при свете дня (или любом другом свете) его мозг лучше справится с этими ощущениями, чем в темноте.

Это, впрочем, вполне объяснимо. Миллионы лет эволюции млекопитающих не могли пройти бесследно, и от наших предков нам мог достаться страх ночных хищников, которые охотятся в темноте. Ведь страх является защитной реакцией.

Кроме того, известно, что уровень освещения, а также смена дня и ночи влияют на активность нашего мозга. Ранее мы писали о том, как клетки сетчатки контролируют цикл "сон-бодрствование".

Авторы нового исследования, опубликованного в издании PLOS One, считают, что страх темноты можно побороть, контролируя уровень освещённости.

Такой вывод, впрочем, выглядит очевидным. При свете ночника или настольной лампы не бояться тёмных углов комнаты проще. Однако теперь исследователи получили лучшее представление о том, что именно происходит в мозге при недостатке света.

Они считают, что важную роль в этих процессах могут играть светочувствительные ганглионарные клетки сетчатки (ipRGC). Они напрямую реагируют на свет и посылают сигналы в разные области мозга. Учёные планируют в дальнейшем исследовать связь этих клеток с миндалевидным телом. Это потенциально откроет дорогу методикам борьбы с этим иррациональным страхом.

Ранее мы писали о том, что учёные обнаружили нейроны, подавляющие страх, а ещё о том, что происходит с людьми, у которых полностью разрушается миндалевидное тело.