Что будет с картиной: эксперт о "ненастоящем Рубенсе"


Wikipedia

Швейцарская компания Art Recognition провела исследование подлинности знаменитой картины Рубенса "Самсон и Далила" (1609-10). Произведение хранится в Лондонской национальной галерее.

Авторство полотна давно вызывало сомнения у специалистов. Как рассказала в эфире "Радио России" искусствовед, старший преподаватель НИУ ВШЭ Надежда Проказина, профессиональный взгляд находил в этом произведении ряд отличий от других полотен мастера.

В нынешнем исследовании экспертам помогал искусственный интеллект. Проанализировав картину и сравнив ее с другими произведениями Рубенса, ИИ выдал вердикт, что "Самсон и Далила" – подделка с вероятностью 91,78 процента.

Картина была написана для одного из главных покровителей Рубенса – Николаса Рококса, мэра Антверпена. Однако она исчезла после его смерти в 1640 году.

Позднее, в 1929 году, картина "Самсон и Далила" якобы нашлась. Тогда эксперт по Рубенсу Людвиг Брухард посчитал работу принадлежащей кисти художника. Подозрения относительно подлинности работы впервые возникли в 1960 году, когда Брухард умер, и выяснилось, что за сертификаты о подлинности он получал оплату наличными.

Лондонская национальная галерея купила полотно "Самсон и Далила" на аукционе Christie's в 1980 году по рекордной для того времени стоимости в 2,5 миллиона фунтов стерлингов (по нынешнему курсу это £6,6 миллиона)

По мнению Проказиной, ИИ может только помогать искусствоведам сделать выводы.

"Даже если это искусственный интеллект, то управляет им все равно человек. Рубенс и его мастерская создали, по разным оценкам, от 1,5 до 3 тысяч картин. В ИИ для сравнения с "Самсоном и Далилой" заложили 148. Что это за картины и кто их отбирал?" – задалась вопросом эксперт.

Несомненно, продолжила Проказина, художник имеет право на эксперименты: замену основы, пигментов, стиля и манеры письма. Рамки творческого процесса очень широкие. По словам Проказиной, известны случаи, когда по прошествии многих лет мастера отказывались признавать авторство своих произведений или уничтожали их.

Как считает Проказина, только время и длительная дискуссия могут вывести картину из каталога несомненных подлинников какого-либо художника. Это продолжительный процесс, так как за ним следуют колоссальные финансовые и репутационные потери.

По мнению Проказиной, Лондонская национальная галерея вряд ли снимет картину с экспозиции. Скорее всего, музей будет настаивать на своем до последнего.