Судьба человека. 3 сентября и другие даты Михаила Шуфутинского

"Я календарь переверну, и снова 3 сентября", – этот хит знаменитого певца Михаила Шуфутинского сегодня поет вся Россия. "Третье сентября" занимает особое место и в жизни самого артиста – это одна из первых композиций, которые он исполнил после возвращения на родину из США. Об эмиграции и репатриации, детстве, юности и дружбе с Аллой Пугачевой, о первом браке и встрече со второй женой музыкант откровенно рассказал в интервью телеканалу "Россия 1".

"Я календарь переверну, и снова третье сентября", – эти слова из песни знаменитого певца Михаила Шуфутинского сегодня поет вся Россия. "Третье сентября" занимает особое место и в жизни самого артиста – это одна из первых композиций, которые он исполнил после возвращения на родину из США. Об эмиграции и репатриации, детстве, юности и дружбе с Аллой Пугачевой, о первом браке и встрече со второй женой музыкант откровенно рассказал в интервью телеканалу "Россия 1".

Беседа с музыкантом в студии программы "Судьба человека" предсказуемо началась под звуки его культовой песни. 3 сентября называют теперь "Шуфутинов день". Между тем, по словам исполнителя, композиция, на которую авторы возлагали большие надежды, "выстрелила" не сразу. Публике понадобилось почти десять лет, чтобы "созреть" до нее. Зато потом на радио стали часто звонить с просьбами поставить "ту песню Мишани, где все было ништяк второго, а третьего кипеж получился".

В этом году на календаре жизни Шуфутинского памятная дата – 30 лет его возвращению в Россию из США, где он провел 10 лет. А ведь когда он впервые приехал сюда с концертами, оставаться вовсе не собирался: просто в Америке в его ресторанном бизнесе у него образовался долг в 37 тысяч долларов, и он хотел "срубить бабла". Но почувствовал такую любовь зрителей! А его песни были как никогда актуальны и важны, и поклонники знали их наизусть, подпевали стадионами: "Есть ли бОльшая награда в жизни человека, который в этом виде никогда не выступал в своей стране?.."

Шуфутинский благодарен судьбе за то, что рано остался без родителей: "Потому что если бы это случилось в более позднем возрасте, я бы понимал, что это такое. А поскольку я мамы лишился в пять лет, я помню ее совсем чуть-чуть. А папа, хоть мы с ним и виделись, но все-таки у него появилась другая семья, он жил отдельно, я жил с бабушкой и дедушкой. Мне это дало возможность быть более самостоятельным. Потому что мне не на кого было опереться и не на кого было рассчитывать".

Любовь бабушки и дедушки к внуку была безгранична. Его пытались отвлечь от тоски по матери, водили в кино, принесли аккордеон, наняли преподавателя, а потом купили фортепиано и вообще всячески приобщали к музыке: бабушка очень хорошо пела дома, знала оперы и оперетты, а Миша под эти мелодии иногда даже подбирал свои слова, потому что не всегда понимал, о чем она поет: "Я волей-неволей заражался ее любовью к этой музыке. Поэтому хулиган из меня получился никудышный. Но и музыкантом я стал не сразу".

Вскоре они съехались с новой семьей отца, где уже подрастал единокровный брат Михаила – Володя. Из восьмиметровой комнаты в коммуналке мальчик попал в хорошую двухкомнатную квартиру на Ленинском, где их было пятеро (дедушки к тому времени уже не стало). "Я начал гулять по проспекту с моими ровесниками, с братвой такой нашей пацанской. Я с гармошкой. Мы там ходили на танцплощадки, в другие дома драться, курить и пить вино... И у меня были, конечно, большие предпосылки и возможности пойти по сложной дорожке в жизни. Я рано созревший был. И я перенес свою манеру поведения на школу. Это резко бросалось в глаза", – вспоминает артист.

К тому времени юный Шуфутинский уже играл в "оркестриках самодеятельных" на танцах, в кафе. Перед сном он по радио ловил "Голос Америки" и слушал джаз: эти мелодии так его будоражили, что он всю ночь не мог заснуть. "Потом, когда я уже учился в музыкальном училище, появились и "Битлз", и "Роллинг Стоунз", и рок-н-ролл вообще появился. Он занимал определенное место в моей жизни как жанр, как целое искусство, но главным для меня он не стал", – подчеркивает музыкант. Он осознал, что и пианист, и композитор из него получатся средние: "Вот тут и появились песни, которые я вдруг стал петь. И я понял, что вот это у меня вроде кое-как, но получается".

В училище он познакомился со своей первой женой, Татьяной. Их брак продлился одно лето. Родители с обеих сторон были против: зачем вам жениться? Миша говорил: "Мы хотим делать "это". Нам негде". – "Вам все равно будет негде", – объясняли ему. Но влюбленные настояли на своем, и им сыграли свадьбу. Кончился учебный год, молодые переехали на дачу к родителям Тани. Денег не было, и вдруг Шуфутинскому предложили хорошо оплачиваемые гастроли. Там у него случился "небольшой роман". А когда он вернулся, то узнал от подруг жены, что та тоже ему изменила: пришел из армии парень, с которым она встречалась: "Короче, мы решили развестись".

15 октября 1970 года Мастер познакомился со своей Маргаритой – главной женщиной его жизни. Приятель пригласил в гости к своей девушке, у которой есть классная подруга. Договорились встретить ее у метро: "Я подхожу походочкой "не рви цветочки" и говорю: "Девушка, а вы не меня ждете?" Рита посмотрела на меня и говорит: "Точно не вас". Но телефон потом все-таки взяла и через несколько дней позвонила, они начали встречаться: "Между нами возникло то самое тепло, которое человек несет через всю свою жизнь".

Как погибла мама маленького Миши, что он помнил о ней и как принял новую супругу отца? Как тот отреагировал на жалобы из школы о том, что сын курит? Какие отношения сложились у мальчика с младшим братом? Что рассказал Шуфутинский о студенческом знакомстве с Аллой Пугачевой? Почему молодому артисту после встречи с Ритой надо было обязательно ехать в Магадан и как он из-за этого чуть не упустил свое счастье? Когда он понял, что ностальгия по родине – не выдумка? И как артист "пересидел" недавний карантин? Ответы – в "Судьбе человека".