"Оптимисты" и "Белая гвардия": фильмы ВГТРК покорили международный рынок

Российский сериал "Оптимисты" в 2020 году прорвался в Шотландию. Сериал о событиях, которые сопровождали историю американского пилота-разведчика Фрэнсиса Гэри Пауэрса, был куплен и показан шотландским отделением Би-би-си — BBC Alba. Совместная работа "Совтелеэкспорта" и Дирекции международных отношений ВГТРК позволила в год пандемии коронавируса расширить охват и доступ международной аудитории к российской видеопродукции.

Доходы "Совтелеэкспорта" от продажи лицензий на внешнем рынке продукции ВГТРК за минувший год увеличилась на 87,3%. В 2020 году заключено пять десятков новых контрактов.

"Оптимисты", вторая часть сериала о Карибском кризисе, стартовавшая на канале "Россия 1" с 15 февраля 2021 года, и фильм "Белая гвардия" заинтересовали Греческую корпорацию телерадиовещания (ERT). "Оптимистов", "Белую гвардию" и "Фронтовой дневник Александра Солженицына" для показа выбрало Радио и телевидение Сербии (RTS). Эти же фильмы плюс "Тайну Ипатьевского подвала. Предательство Европы", фильмы "Маршал Конев. Иван в Европе", "Моя блокада", "Сталин. Последнее дело" и "Юрий Гагарин. Семь лет одиночества" приобрело к показу Хорватское радио и телевидение (HRT).

Фильмы о Солженицыне, Коневе, Сталине, Гагарине и о блокаде выбрала Румынская телевещательная корпорация (TVR), а Венгерское телевидение (MTVA) показало "Фронтовой дневник Александра Солженицына", "Белая гвардия" и "Тайна Ипатьевского подвала. Предательство Европы".

К этим фильмам Радио и телевидение Албании (RTSH) добавила в своем выборе еще фильмы о маршале Коневе, о первом космонавте Юрии Гагарине, о Сталине и блокаде.

Весь мировой телерынок в условиях пандемии COVID-19 перешел в онлайн-формат. Дочка ВГТРК "Совтелеэкспорт" приняла участие на виртуальных торгах девяти телевизионных рынков в Европе, Азии, США и Канаде, а также в Латинской Америке.

Для преодоления кризиса производства телевизионного контента Европейский вещательный союз создал для своих членов специальный пул обмена телевизионными программами – Content Appeal. Это позволило телепрограммам ВГТРК появиться в эфире тех зарубежных каналов, где их прежде никогда не было, либо значительно увеличить объемы своего присутствия.

К видеоматериалам ВГТРК по коронавирусной тематике получила доступ трехмиллиардная аудитория Азиатско-Тихоокеанского вещательного союза, благодаря созданной в июне 2020 года специальной медиаплатформе Asia Pacific View. С июня 2020-го и до конца года российское телевидение предоставило для этого региона 440 сюжетов.

Центральная телерадиокорпорация Китая (ЦТРК) в ноябре 2020 года предложила направить ряд репортажей и сюжетов ВГТРК на проводимый Медиасообществом инициативы "Один пояс и один путь" конкурс "Золотая лента 2020 – выдающиеся передачи, посвященные борьбе с пандемией". На этом конкурсе фильм Наили Аскер-заде получил главный приз в номинации "Специальный репортаж".

В разгар пандемии COVID-19 в связи с полным запретом доступа иностранных журналистов в китайские города и провинции компания ВГТРК договорилась с коллегами в КНР о подготовке эксклюзивных материалов для российской аудитории. В феврале-апреле 2020 года в программе "Вести" на канале "Россия 1" вышло 15 информационных сюжетов, специально подготовленных на русском языке журналистами телеканала "CGTN-Русский". Эти сюжеты были также показаны на канале "Россия 24" и размещены на сайте Вести.Ru. 13 специальных репортажей из Китая на русском языке, подготовленных русскоязычным каналом CGTN, вышли в эфир в выпусках воскресной аналитической программе "Вести недели". В рамках информационного партнерства двух крупнейших международных холдингов ВГТРК обеспечивала Центральное телевидение Китая эксклюзивными репортажами из Нагорного Карабаха, Армении и Азербайджана во время недавнего армяно-азербайджанского конфликта.

Вслед за онлайн платформой АТВС, где размещаются видеоматериалы о противодействии COVID-19, аналогичную площадку создает Европейский вещательный союз. "Вести", "Совтелеэкпорт" и Дирекция международных отношений ВГТРК начнет работу на ней с самого ее открытия в июле 2021 года.

По данным Службы обмена новостями Евровидения за 2020 год, телеканалы "Россия 1", "Россия 24", "РТР Планета" и "Россия К" использовали почти 5 тысяч сюжетов, полученных в рамках информационного обмена PNN. Это втрое больше, чем в 2019 году. Эти сюжеты и прямые трансляции, а также их фрагменты с учетом повторов были показаны более 13 тысяч раз против 6 тысяч годом ранее.

В свою очередь, зарубежные телеканалы использовали 450 сюжетов, предоставленных ВГТРК. При этом количество показов с учетом повторов составило более 24 тысяч против 20 тысяч годом ранее. И на этом сотрудничество "Совтелеэкспорта" и Дирекции международных отношений с Европейским вещательным союзом не прекращается. На 2021 год дальнейшее участие ВГТРК в обмене телепрограммами по линии Евровидения будет расширен.