Тайны кинохитов Владимира Меньшова: что осталось за кадром


culture.ru

Кадр из фильма "Москва слезам не верит"

Кадр из фильма "Москва слезам не верит"
Global Look Press

Кадр из фильма "Любовь и голуби"
Кадр из фильма "Любовь и голуби"
Кадр из фильма "Любовь и голуби". Людмила Гурченко
Кадр из фильма "Любовь и голуби"
Кадр из фильма "Любовь и голуби"
Кадр из фильма "Любовь и голуби"
Кадр из фильма "Москва слезам не верит"
Кадр из фильма "Любовь и голуби"
Кадр из фильма "Любовь и голуби"
Кадр из фильма "Любовь и голуби". Людмила Гурченко
Кадр из фильма "Любовь и голуби"
Кадр из фильма "Любовь и голуби"
Кадр из фильма "Любовь и голуби"
5 июля 2021 года ушел из жизни режиссер, актер, сценарист и продюсер Владимир Меньшов. Он скончался от последствий коронавирусной инфекции на 82-м году жизни.

В годовщину смерти Владимира Меньшова медиаплатформа "Смотрим" вспоминает Мастера и предлагает узнать секреты создания его легендарных фильмов. За свою долгую жизнь Владимир Валентинович создал картины, которые стали знаковыми для нескольких поколений. У него что ни фильм, то – шедевр: "Любовь и голуби", "Москва слезам не верит", "Ширли-мырли"… Зрители знают их буквально наизусть, но у каждой ленты есть свои тайны. Так что же происходило за кадром?

В 1972 году один из лучших кинодраматургов того времени Семен Лунгин придумал историю и быстро написал сценарий к фильму "Розыгрыш". Несколько лет сценарий лежал и ждал своего часа, своего режиссера. Но от судьбы не уйдешь. Кстати, Меньшов был убежденным фаталистом и считал, что все для нас предначертано. Об этом он рассказал Борису Корчевникову.

Опытные режиссеры "Мосфильма" не хотели браться за этот проект, так как школьная тема была сложной и невыгодной, да и работа с подростками была связана с дополнительными трудностями. Но режиссер-дебютант Владимир Меньшов взялся почитать никому не нужный сценарий. Впрочем, сам он признавался, что не хотел снимать "Розыгрыш".

Самым тяжелым оказался поиск юных актеров. Среди отобранных на роли школьников оказался еще один ныне известный дебютант – Дмитрий Харатьян. И для исполнительницы роли классного руководителя 9-го "Б" Евгении Ханаевой, несмотря на солидный опыт театральной работы, это была первая роль в кино. Так Меньшов открыл актрису для широкой аудитории – он мечтал об этом еще со студенческой скамьи. О создании этого и других фильмов Меньшов рассказал в программе "Монолог в 4-х частях".

Фильм "Москва слезам не верит" принес Меньшову "Оскар", тогда как его коллеги и критики задавались одним вопросом: "За что?!". Они не понимали, как этот фильм мог завоевать престижную премию и сердца миллионов зрителей. Кстати, многие актеры отказывались сниматься в этой "дешевой мелодраме". Меньшов очень хотел, чтобы роль Александры сыграла Наталья Вавилова, исполнившая главную роль в "Розыгрыше". Но родители запретили девушке сниматься в кино, так как прочили ей карьеру дипломата. Алексей Баталов, увидев фото Вавиловой, согласился с Меньшовым, что ее можно брать без проб. Он лично отправился к родителям Вавиловой, которые не смогли устоять. После съемок Вавилова бросила курсы, поступила во ВГИК и стала актрисой.

На месте Веры Алентовой зрители могли бы увидеть Маргариту Терехову, Валентину Теличкину, Ирину Купченко, Наталью Сайко. От Тереховой Меньшов сразу получил категорический отказ. Она не захотела работать с молодым режиссером, да и сценарий ее не устроил. Актриса отправилась сниматься в "серьезной", как она сама говорила, картине Георгия Юнгвальда-Хилькевича "Три мушкетера". Купченко также раскритиковала идею. После долгих поисков Владимир Валентинович решил провести пробы с Верой Алентовой. Увидев жену в кадре, он понял, как много времени потерял зря. А вот Ирина Муравьева согласилась на работу в ленте сразу – правда, возненавидела свою героиню, так как считала ее воплощением всех качеств, которые презирала сама.

На медиаплатформе "Смотрим" доступен документальный фильм "Москва слезам не верит" – большая лотерея", в котором сам режиссер и исполнители главных ролей вспоминают работу над лентой.

Любопытной оказалась история создания ленты "Любовь и голуби". Меньшов снял ее в 1984 году по сценарию Владимира Гуркина. В основе сюжета – реальные события в семье Василия и Надежды Кузякиных. Фильм несколько раз возвращали на доработку с вердиктом: режиссеру изменило чувство вкуса. А Госкино отказалось принять ленту, посчитав, что в ней много пьянства. Однако Меньшов переделывать картину категорически отказался. И когда "Любовь и голуби" все же пропустили в прокат, это стало настоящей сенсацией.

В фильме использовано много театральных приемов. Например, у Кузякиных двор выложен досками, что придает ему сходство с театральными подмостками. Еще один театральный ход – приглашение на роли стариков тогда еще молодых Сергея Юрского и Натальи Теняковой. "Когда я понял, что надо работать в духе дальнейшей театрализации фильма, родились и танцплощадка, и все эти находки с падением из избы в море, снятыми одним кадром без монтажных склеек, и звездные надписи в небе. И все вдруг стало получаться…" – делился режиссер.

Интересно, что на роль Нади Меньшов пробовал Любовь Полищук. Также он рассчитывал, что дядю Митю сыграет Олег Табаков, но тот отдал предпочтение съемкам в картине "Мэри Поппинс, до свидания!". А Раису Захаровну могли сыграть Ольга Яковлева и Татьяна Доронина, но вдруг возникла Людмила Гурченко.

"Большинство сцен с Раисой Захаровной придумал и написал я. В комедии Гуркина у нее небольшая роль, когда она приходит к Наде признаваться, что они с Васей нашли друг друга. Так что весь курортный роман Кузякина пришлось дописывать. Со всеми этими астральными делами. Мы даже нашли женщину, которая всем этим увлекалась. Мои помощники ходили за ней и записывали. Потом большая часть этого бреда стала репликами Раисы Захаровны", – рассказывал Меньшов.

В документальном фильме "Любовь и голуби. Что характерно! Любили друг друга!" создатели ленты поделились воспоминаниями о съемках и о том, как им пришлось отстаивать свою работу.

Не менее интересна судьба фильма "Ширли-мырли", который зрители и киносообщество приняли и оценили далеко не сразу. На момент создания фильма Владимиру Валентиновичу была предоставлена полная свобода действий. Он мог приглашать любых артистов, говорить о любых проблемах и даже ругаться в кадре матом.

По воспоминаниям актеров и режиссера, снимали фильм легко и весело. Меньшов доверял своим артистам и давал им импровизировать, а те в ответ выкладывались по полной. Больше всего досталось Валерию Гаркалину. Его герои-братья часто появлялись в одном кадре одновременно, а зеленого фона тогда еще не существовало. Артист отыгрывал партии в разных частях декораций, дальше дело было за монтажом. Вера Алентова тоже играла нескольких персонажей. Ее любимым образом стала американка Кэрол Абзац, которая выходит замуж за Шниперсона. Актриса сама ходила по свадебным салонам и долго выбирала наряд невесты для съемок.

В студии передачи "Судьба человека с Борисом Корчевниковым" Гаркалин рассказал, за что любит пару Меньшова и Алентовой, и вспомнил забавную историю с их участием.

Выход каждого фильма Меньшова становился сенсацией, а лента "Зависть богов" и вовсе оказалась в центре скандала. Режиссер рискнул показать то, что долгое время подвергалось жесткой цензуре на экране. На создание этой неординарной киноленты его вдохновил французский фильм Бернардо Бертолуччи "Последнее танго в Париже". Кстати, именно это кино смотрела героиня Алентовой в начале фильма и даже рабочим названием сценария было "Последнее танго в Москве".

Главная роль оказалась по-настоящему провокационной – чего только стоят постельные сцены, в которых звезда появлялась обнаженной. А ведь актрисе на момент съемок было 57 лет. Только жене Меньшов смог доверить эту работу. С другой стороны, исключительно под руководством супруга артистка решилась на роль. О съемках откровенных эпизодов Меньшов рассказывал в передаче "Судьба человека с Борисом Корчевниковым".

Еще больше фильмов и передач с участием Владимира Меньшова – на медиаплатформе "Смотрим".