Украинская авиакомпания "Аэросвит", погрязшая в финансовых трудностях, снова отменяет рейсы по всему миру. Из-за долгов, которые насчитывают уже более полумиллиарда долларов, ее самолеты отказываются обслуживать в аэропортах десятка стран. В итоге заложниками проблем перевозчика стали сотни пассажиров, в том числе российские туристы. Между тем, в самом "Аэросвите" информацию о банкротстве называют провокацией и намереваются и дальше продолжать деятельность. В украинском правительстве говорят о компенсациях пострадавшим, однако откуда возьмутся деньги — пока не ясно.
От табло — к кассе, чтобы узнать, что вылет вновь отложен. Оттуда назад к вещам. По этому замкнутому кругу группа гостей из Узбекистана ходит пятые сутки.
"Сейчас ждем. 10 января сказали, что будет рейс. Но в этом не уверены они тоже", — говорит гость из Узбекистана.
- А где ночуете?
"Здесь", — отвечает он.
- Гостиница?
"Нет, никакой гостиницы", — удивляется гражданин Узбекистана.
- А кормят?
"Вот такие вещи дают", — демонстрирует упаковку самолетного питания ожидающий вылета в Ташкент пассажир.
Примерно та же ситуация с вылетом в Ереван. Туда рейс отменен, всех пассажиров пообещали пересадить на тбилисский. Куда самолет не полетит и откуда не вылетит, заранее не знают, похоже, даже в самой авиакомпании. Задержка даже одного борта в одном аэропорту провоцирует эффект домино. По цепочке отменяются другие полеты.
"Сегодня, как и вчера, не выполняются некоторые рейсы до Симферополя, Одессы и Донецка. Кроме того, отменены рейсы в Минск, Кишинев, Афины, Варшаву, Ереван и Бухарест. Все рейсы отменены по инициативе авиакомпании", — поясняет официальный представитель "Аэросвита".
Табло тем временем продолжает краснеть — самой авиакомпании, судя по всему, не стыдно. С пассажирами большие аэросвитовские начальники общаются исключительно через сайт, а в главные враги записаны журналисты, сообщившие о начале банкротства, которое в самой компании называют красивым словом "санация".
"Решение аэропортов и хендлинговых компаний было спровоцировано искаженной информацией в ряде интернет-изданий о якобы признании "Аэросвита" банкротом. Контрагенты, согласно их запросам, опасались прекращения украинским перевозчиком оперирования и расчетов за предоставленное обслуживание", — заявляет пресс-служба авиакомпании "Аэросвит".
Проблемы у украинского авиамонополиста на самом деле случались и раньше, но за пределы Украины до поры до времени долговые скандалы не выходили. Перед новым годом терпение лопнуло у "Шереметьево" и Росавиации. Но тогда ситуацию удалось разрулить.
"Всех пассажиров с билетами до 4 января мы пересаживаем на чистый "Аэрофлот", а вот с проданным уже после 5-го "Аэросвитом" мы на свои рейсы не сажаем", — поясняет представитель авиакомпании "Аэрофлот" Анна Штефан.
К надежности "Аэросвита" всегда с сомнением относились и в российских туристических компаниях. Большого потока курортников "Аэросвит" на себя не брал, и нынешняя ситуация ударила в основном по тем, кто купил билеты на свой страх и риск.
"Прибыв за 5-8 часов в аэропорт, мы обнаружили, что рейс отменен. Это длится уже сутки и пока неизвестно, когда полетим домой", — поясняет Илья Погребенко.
Теми, кто застрял в Тель-Авиве, сейчас занимаются консульские работники. На месте выдают справки, чтобы потом обманутым пассажирам было с чем предъявлять претензии.
Украинский премьер Азаров 9 января подтвердил, что это небесполезное занятие.
Вот только из каких средств это будет делаться в украинском правительстве — не уточнили. Известно, что еще перед новым годом долги "Аэросвита" перевалили за астрономические полмиллиарда долларов.
Сама авиакомпания, заставляющая пассажиров сутками сидеть на чемоданах, похоже, вновь пока отделывается легким испугом. Базовый аэропорт Борисполь грозил в полудня 9 января прекратить обслуживание авиарейсов, но пока все закончилось очередным бориспольским предупреждением.