Новая система безопасности начала действовать на железнодорожных вокзалах. Пока тщательному досмотру подвергаются только пассажиры поездов "Сапсан". Их вещи просвечивают рентгеном, проверяют газоанализаторами на радиацию и взрывчатку.
"Пожалуйста на проверку сумочку", – требует сотрудник службы безопасности.
Сканер не ошибся: в багаже пистолет. Ничего особенного, на оружие имеется разрешение. Удивительно другое – это сумка пассажира поезда, которых в России еще никогда так тщательно не проверяли. За неполный день, что сканер работал на Ленинградском вокзале Москвы, немало любопытного нашлось в ручной клади интеллигентных пассажиров "Сапсана".
"Два пистолета, один магазин с патронами, ружье в упаковке – все это было отправлено на досмотр милиции", – рассказывает Василий Миркотан, технический специалист компании по производству досмотрового оборудования.
Своеобразная "чистая зона" появилась и на Московском вокзале в Петербурге. На транспортную безопасность всего за 4 месяца в РЖД уже потратили колоссальные деньги.
"За 1-й квартал было затрачено 1,5 миллиарда рублей на приобретение 180 металлодетекторных рамок", – сообщает и.о. начальника Северо-Западной дирекции железнодорожных вокзалов Валерий Никитин.
За тем, как работают досмотровые комплексы на столичном вокзале, наблюдал и президент госмонополии Владимир Якунин. Особая гордость железнодорожников – комплекс "Сокол". От такого энтероскопа не то что шила в мешке, пластикового пистолета в ноутбуке не спрячешь.
Багаж не только просвечивается рентгеновским излучением, когда на мониторе видна своеобразная тень предметов, но и подвергается обратно-рассеянному излучению – это как смотреться в зеркало и видеть внутренние органы.
В комплекс досмотрового оборудования вошла еще и портативная рентгеновская установка для проверки бесхозных вещей. Правда, оценить ее прелесть не удалось. Слишком вредным оказался девайс.
"Предположим, мой рюкзак – бесхозно забытая вещь. Что с ним дальше происходит? Берется компьютер, запускается просвечивание. Запускайте. Сейчас нельзя, необходимо обеспечить зону, свободную от людей. Рентгеновское излучение, не стоит людей лишний раз облучать", – объясняет Василий Сень, главный инженер компании по производству досмотрового оборудования.
Прибор, напоминающий автомобильный пылесос, – это портативный газоанализатор. Распознает до 30 видов взрывчатых веществ. Впрочем, для верности его страхует собака.
Правда, сработал он не сразу – это тестовый образец, и притом довольно старый. Но с третьей попытки прибор все же учуял взрывчатку.
Досмотровый павильон оборудовали и радиационными газоанализаторами. Помимо стандартной рамки металлодетектора багаж каждого пассажира "Сапсана" проверяет газоанализатор на наличие радиоактивных веществ. В моем рюкзаке ничего радиоактивного не оказалось, иначе бы загорелся красный свет, а я наверняка попал бы в криминальную хронику.
А этот человек едва ли не каждый день ходит с радиоактивным цезием в руке мимо этой системы. Все науки ради. В Дубне тестируют устройство, которое как магнит притягивает к себе радиацию.
"Это маленький кристалл сцинтиллятора, который еще требует дополнительной обработки", – поясняет Михаил Хвастунов, конструктор аппаратуры радиационного контроля.
Сам по себе сцинтиллятор в общем-то бесполезен. Но в паре с фотоэлектронным умножителем творит чудеса. Хотя и не сразу.
Как только система срабатывает, изображение выводится на монитор с точностью до секунды. Сервер, где сохраняется запись, автономен настолько, что даже действия оператора ему до лампочки, точнее до светодиода.
"Все данные сохраняются в энергонезависимом хранилище, и оператор не может ничего подкорректировать", – рассказывает Валерий Рымшин, главный инженер научно-производственного центра по разработке аппаратуры радиационного контроля.
Подобные комплексы появились пока на двух вокзалах столиц и работают лишь на один поезд – "Сапсан". Но уже сейчас пассажирам двух столиц рекомендуют прибывать на вокзал заранее.