Тема:

Полеты "Атлантиса" 16 лет назад

"Атлантис" латать не будут

Шаттл "Атлантис" может совершить посадку без проведения ремонтных работ на теплозащитном слое. Такое решение приняли в космическом Центре НАСА после тщательного изучения поврежденного участка поверхности челнока. Повреждение термозащитному слою шаттла, по мнению ученых, было нанесено куском пены, отделившимся от внешнего топливного бака во время взлета "Атлантиса".

Шаттл "Атлантис" может совершить посадку без проведения ремонтных работ на теплозащитном слое. Об этом сообщили в космическом Центре НАСА имени Джонсона в Хьюстоне (штат Техас).

"Руководство полетом после внимательного изучения всех снимков поверхности шаттла не обнаружило серьезных повреждений, которые могли бы помешать посадке", - сказала представитель НАСА Микель Нэвелл. По ее словам, в настоящее время посадка запланирована на 20 февраля, поскольку миссия шаттла "Атлантис" была продлена до 13 дней "по запросу руководства полетом МКС".

Как уже сообщали РИА Новости, 10 февраля экипажи шаттла "Атлантис" и МКС провели дополнительное обследование поврежденного участка на правой стороне космического челнока. Участок с возможным повреждением на теплозащитном слое - квадрат со стороной размером в 3,75 сантиметра - был выявлен в субботу во время фотосъемки термозащитного слоя шаттла экипажем МКС примерно за час до стыковки. Пока сложно сказать, что именно вызвало повреждения. Возможно, это был небольшой кусок теплозащитной пены, который оторвался от внешнего топливного бака во время старта, что является обычной практикой.

Термозащитный слой "Атлантиса" проверяли трижды: после выхода на орбиту, перед стыковкой шаттла с МКС и еще раз - в воскресенье. В соответствии с предварительной информацией, полученной во время старта шаттла, было установлено, что от внешнего топливного бака отделилось незначительное количество кусков пены, и это не причинило вреда термозащитному слою космического челнока. Третий кусок отвалился на 440-й секунде полета и, по всей видимости, задел нижнюю часть шаттла. В это время "Атлантис" уже находился вне земной атмосферы, и обломок не смог набрать достаточно кинетической энергии для того, чтобы причинить серьезный вред.

На фотографирование шаттла примерно за час до стыковки в субботу у экипажа МКС было всего 90 секунд, за которые было сделано 300 фотографий. Благодаря этим кадрам было установлено, что на верхней части шаттла у правого двигателя имеется некоторое повреждение теплозащитного слоя.

Руководство НАСА стало уделять серьезное внимание даже незначительным повреждениям теплозащитного слоя шаттлов после гибели в 2003 году шаттла "Колумбия" с 7 членами экипажа на борту. Тогда, руководство просто не посчитало проблему серьезной, и шаттл буквально развалился над штатом Техас после прохождения через плотные слои атмосферы при посадке. Причиной гибели "Колумбии" стал кусок изоляционной пены, отделившийся от внешнего топливного бака во время старта и повредивший крыло.

Шаттл "Атлантис" уже получал повреждения во время старта и удачно возвращался домой. Так, в июне 2007 года астронавту Джону Оливасу даже пришлось выйти в открытый космос, чтобы "залатать" поврежденный теплозащитный слой, что до него никогда не делалось.